о признании незаконным бездействия и возложении обязанности



Дело № 2-432/2010

         

    Р Е Ш Е Н И Е

          Именем Российской Федерации

14октября 2010 года         с.Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Логуновой В.Л.,

истца Елисеевой Л.А.,

представителя ответчика Авласенко О.А.,

представителей третьих лиц Дэка О.А., Яковлевой А.М.,

при секретаре Винтер Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <> в интересах Е. к администрации <>, Министерству образования и науки <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по предоставлению жилья,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <> обратился в суд в интересах Е. с иском к Министерству образования и науки <> и администрации <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В заявлении указал, что Е. относится к категории лиц, из числа детей сирот, не имеет закрепленного жилья, окончила обучение в Минусинском профессиональном училище, поэтому в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна быть обеспечена вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края, органы местного самоуправления муниципальных районов за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В нарушение требований закона, администрация <> не осуществляла контроль и защиту прав и законных интересов Е., не оказала своевременного содействия в реализации права на жилище.

Просил признать незаконным бездействие администрации <> выразившееся в непринятии мер по контролю и защите жилищных прав Е.. Возложить обязанность на Министерство образования и науки <> признать Е. нуждающейся в жилом помещении и необходимости предоставить ей жилой помещение. Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Е. за счет средств бюджета <> на условиях социального найма жилое помещение в <>.

В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. пояснила, что в ходе проверки установлено, что Е. относится к категории лиц из числа детей сирот, так как ее мать Е. лишена родительских прав, а отец записан в актовой записи о рождении со слов матери. За Е. жилое помещение не закреплялось, в собственности жилья она также не имеет. Органами местного самоуправления жилье по договору социального найма ей не предоставлялось. В соответствии с действующим законодательством о защите прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Е. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для обеспечения жильем по окончанию профессионального училища. Однако, Министерством образования и науки <> истец до настоящего времени на учет не поставлена, что существенно нарушает ее жилищные права. Просила возложить на Министерство образования и науки <> обязанность по постановке Е. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация <> допустила бездействие не оказав содействия Е. в сборе необходимых документов для постановки на учет в целях обеспечения жильем. Ранее предоставленный пакет документов, министерством образования возвращен в отдел опеки и попечительства администрации района, но до настоящего времени недостатки не устранены, и повторно пакет документов не направлен. Просила удовлетворить иск, и признать незаконным бездействие администрации района, возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Истец Е. также поддержав измененные исковые требования, просила их удовлетворить, подтвердив вышеизложенное.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <>, в судебное заседание не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве на иск возражал против исковых требований, поскольку отсутствие закрепленного за Е. жилого помещения на момент утраты родительского попечения и на настоящее время не доказано. Обязанность Министерства образования по обеспечению жильем детей сирот и лиц из их числа возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных <> <>-уг. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика администрации <> Авласенко О.А. (полномочия подтверждены доверенностью) иск, предъявленный к администрации района, не признала, пояснив, что в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан. В администрации района не существует очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Кроме того, для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрен определенный порядок постановки на очередь и обеспечения жильем. Данный порядок установлен <>. Приобретение жилья для детей сирот является расходным обязательном субъекта федерации, в связи с чем полагает, что обязанность по обеспечению Е. жилым помещением необходимо возложить на Министерство образования и науки <>.

Представитель третьего лица- органа опеки и попечительства Дэка О.А. ( полномочия подтверждены доверенностью) пояснила, что Е. является сиротой, поскольку его мать лишена родительских прав, а отец записан со слов матери. Девочка проживала в Каратузском приюте, затем направлена для обучения в профессиональное училище <>. Мать ребенка на территории <> собственного жилья не имела. За Е. жилое помещение не закреплялось. Истец проживала за пределами <>, поэтому не обращалась в отдел опеки для оказания содействия в сборе необходимых документов. В мае 2010 г. отделом опеки документы в отношении Е. направлены в Министерство образования и науки края для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, в июне и2010 г. документы возвращены в связи с необходимостью представления дополнительных документов. В настоящее время отдел опеки заканчивает сбор данных документов, после чего пакет документов повторно будет направлен в Министерство. Полагает, что бездействия отдел опеки не допустил. Считает необходимым удовлетворить иск прокурора и возложить обязанность по постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением на Министерство образования края.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена администрация Каратузского сельсовета.

Представитель третьего лица Яковлева А.М. (полномочия подтверждены доверенностью) пояснила, что Е. включена в очередь на получение жилья, поскольку представила необходимый пакет документов, подтверждающий отсутствие у нее жилого помещения. До настоящего времени жилье Е. не предоставлено, так как администрация не имеет свободного жилья, строительство и приобретение жилья также не ведется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав мнение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Е., <> года рождения является дочерью Е.. В 1995 г. решением Каратузского районного суда Е. лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении Е. со слов его матери.

Постановлением главы <> 190-п от <>, несовершеннолетняя Е. признана нуждающейся в государственной защите и направлена в Шушенское детское воспитательное учреждение «Профессиональное училище <>» на полное государственное обеспечение.

Принимая во внимание, что мать истца Е. лишена родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела судебным решением, отец указан со слов матери, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Е. обратилась с заявлением на имя министра образования и науки <> о предоставлении жилого помещения в <>. Данное заявление передано в отдел социальной поддержки детей управления образования администрации <> для оказания содействия в сборе необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в соответствии с порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края <>-уг от <>, а также для обеспечения ее жилым помещением.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно- правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Так, ст. <> «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от <> <>-УГ ( в редакции Указа от <>) утвержден Порядок учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

Таким образом, с учетом совокупности вышеприведенных положений федерального и краевого законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае на <> в лице Министерства образования и науки <>.

Из материалов дела видно и судом установлено, что за Е. жилое помещение не закреплялось. В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. По договору социального найма жилое помещение Е. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не достигшим возраста 23 лет, окончила профессиональное училище <> г. по очной форме обучения. Обращалась в Министерство образования и науки с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения жильем, предоставляя при этом, пакет документов, подтверждающих ее социальный статус и отсутствие жилья.

С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона <> «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Е. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего обеспечения ее жильем.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая заявленное требование о возложении на администрацию <> обязанность за счет средств бюджета края предоставить Е. жилое помещение на условиях договора социального найма, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.

Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, после окончания пребывания в образовательном учреждении л учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является полномочием субъекта РФ.

В целях реализации указанного полномочия на территории <> принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от <> <> -уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края <>-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ <>- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

<> от <> <> «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сироти детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении <> к данному закону.

Муниципальное образование <> среди перечисленных в приложении к закону районов и городов отсутствует. Таким образом, данное государственное полномочие муниципальному образованию <> не передано.

Между тем, согласно ст. <> <> государственные полномочия, передаваемые в соответствии с этим законом, включают в себя приобретение жилых помещений в целях их последующего предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, и непосредственно предоставление жилых помещений данной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора <>-уг от <>

Поскольку полномочие по приобретению жилых помещений в муниципальную собственность и дальнейшее предоставление по договору социального найма муниципальному образованию <> не передано, соответственно на администрацию района не может быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора в данной части.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия администрации <>, выразившегося в отсутствие контроля и защиты прав интересов Е., а также в неоказании своевременного содействия в реализации права на жилое помещение.

В соответствии со ст. 31 Гражданского кодекса РФ над несовершеннолетними, при отсутствии у них родителей, а также в случае, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, устанавливается опека и попечительство.

В силу ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Законом Красноярского края от <> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» государственные полномочия в данной области переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношении с любыми лицами ( в том числе в судах), если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

Согласно Порядка учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края <>-уг, для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, законный представитель детей- сирот либо лицо из числа детей- сирот представляет в Министерство образования и науки края заявление о предоставлении жилого помещения и пакет документов, подтверждающих социальный статус лица и отсутствие у него жилого помещения.

Судом установлено, что истец является совершеннолетней, в дееспособности не ограничена, соответственно вправе самостоятельно осуществлять свои права, в том числе путем обращения в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В данном случае администрация не проявила незаконного бездействия при осуществлении полномочий по опеке и попечительству.

При таких обстоятельств оснований для признания незаконным бездействия администрации <> по мнению суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Каратузского района удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство образования и науки <> принять Е.,12.02.1988 года рождения, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В удовлетворении иска о признании незаконным бездействия и возложении на администрацию <> обязанности предоставить Е. жилое помещение по договору социального найма за счет средств краевого бюджета отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий