Дело № 2-495/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 ноября 2010 года с.Каратузское Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Криндаль Т.В., с участием заместителя прокурора Порядина О.П., представителя ответчика Дэка Э.В., представителей третьих лиц Файзулиной Л.А., Каяшкина А.Н., Тихонова В.В., при секретаре Винтер Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <> к администрации <> и <> о прекращении экологически вредной деятельности по эксплуатации скотомогильников, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <> о прекращении экологически вредной деятельности по эксплуатации скотомогильников. В обоснование заявленных требований указал, что администрация <> осуществляет эксплуатацию ряда скотомогильников в нарушение действующих ветеринарно-санитарных правил. Скотомогильник, расположенный в <> не соответствует требованиям Ветеринарно- санитарных правил: не соблюден размер санитарно-защитной зоны до жилых здания; не огорожена территория скотомогильника, нет траншеи с устройством вала и моста; нет навеса над ямой, нет помещения для вскрытия трупов животных, а также для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; перекрытия ямы не двухслойные, без утеплителя между слоями, без плотно закрываемой крышки; стены ямы бревенчатые, не выполнены из красного кирпича или иного водонепроницаемого материала. Скотомогильник расположенный в <> также не огорожен глухим забором, отсутствует траншея; нет навеса над ямой, нет помещения для вскрытия труппой животных и для хранения дезинфицирующих средств и инвентаря; перекрытия мы не двухслойные, без утеплителя, без крышки; стены ямы бревенчатые. Скотомогильник, расположенный в <> не огорожен, не имеет траншеи, отсутствует навес и помещение, стены и дно ямы земляные. Бездействие администрации <> создает угрозу безопасного проживания граждан на территории поселений <> и <>, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Являясь собственником действующих скотомогильников администрация <> ненадлежащим образом эксплуатирует их, не контролирует захоронения, осуществляемые частными лицами. Просит прекратить экологически вредную деятельность по эксплуатации скотомогильников, расположенных на территории поселений <>. Обязать администрацию <> в разумные сроки законсервировать действующие скотомогильники в <>. <>, <> и построить для использования жителями поселений <>, <>, <> скотомогильники, отвечающие требованиям природоохранного, санитарного законодательства. С согласия лиц, участвующих в деле, судом произведена замена ненадлежащего ответчика администрации <>, и в качестве ответчика по делу привлечено Правительство <>. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация <> сельсовета, администрация <> сельсовета, администрация <> сельсовета, Краевое государственное бюджетное учреждение «<>». В судебном заседании прокурор Порядин О.П. уточнил исковые требования, предъявленные к Правительству <> и просил возложить обязанность по обустройству на территории трех сельских поселений, указанных в иске, скотомогильников, соответствующих требованиям Ветеринарно-санитарных правил. Также просил прекратить экологически вредную деятельность, связанную с эксплуатацией скотомогильников, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил. Представитель ответчика администрации <> Дэка Э.В. иск не признал, пояснив, что администрация района не является собственником скотомогильников, расположенных на территории района, включая и скотомогильники, расположенные в <> и <>. В реестре муниципальной собственности данные объекты не значатся. Какой-либо деятельности, связанной с эксплуатацией скотомогильников, администрация не осуществляет. Полномочиями в данной сфере не обладает, в связи с чем, не может осуществлять строительство новых скотомогильников. Просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации района, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу. Представитель ответчика Правительства <> в судебное заседание не явился, обратившись с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения сторон суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица администрации <> сельсовета Каяшкин А.Н. не возражал против удовлетворения иска прокурора, пояснив, что на территории муниципального образования <> сельсовет, на расстоянии 3-4 км. от <> расположен скотомогильник. Данный скотомогильник построен более 15 лет назад. Правоустанавливающие документы на данный объект отсутствуют. Скотомогильник представляет собой земляную яму с деревянным перекрытием и крышкой. Население села выбрасывают в данную яму трупы животных. Во избежание распространения опасных заболеваний требуется строительство нового скотомогильника, отвечающего всем требованиям ветеринарных правил. Представитель третьего лица администрации <> сельсовета Тихонов В.В. также не возражал против требований прокурора, пояснив, что на территории муниципального образования скотомогильник отсутствует, так как несколько лет назад сгорел. Новый не строился. Имеется приспособление представляющее собой земляную яму, в которую складируются трупы животных. Последнее время трупы животных в яму не складируются, и фактически данная яма никем не используется. Строительство нового скотомогильника необходимо, поскольку население села в настоящее время лишено возможности утилизировать трупы животных в специализированное сооружение. Представитель третьего лица КГБУ «<>» Файзулина Л.А., поддержав требования прокурора, пояснила, что на территории муниципальных образований <> и <> отсутствуют отвечающие всем требованиям ветеринарных правил скотомогильники. В <> скотомогильник как сооружение отсутствует, имеется только открытая полуразвалившаяся яма. В <> скотомогильник также открыт, что создает угрозу возможного распространения останков трупов животных птицами и дикими животными, что в свою очередь, может повлечь возникновение и распространение на территории района опасных заболеваний. Просила удовлетворить иск прокурора, обязав Правительство <> построить в данных населенных пунктам скотомогильники, отвечающие всем требованиям ветеринарно-санитарных правил. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора, предъявленные к Правительству <>, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Из объяснений сторон и материалов дела судом установлено, что на территории трех поселений, а именно <> сельсовета, <> сельсовета и <> сельсовета расположены скотомогильники, предназначенные для захоронения трупов животных. Правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют. Согласно акта проверки, проведенной межрайонным отделом по ветеринарному и фитосанитарному надзору по южной группе районов Управления <> по <>, указанные скотомогильники находятся в антисанитарном состоянии и полностью не соответствуют требованиям Ветеринарно- санитарных правил.. Так, скотомогильник в <> расположен на расстоянии 0,5 км от села, в восточном направлении и представляет собой земляную яму размерами 4х4 м, с бревенчатыми стенами, перекрытием из железобетонных плит. В нарушение раздела 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, не соблюден размер санитарно-защитной зоны в 1000 м. до жилых зданий; территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, отсутствует по всему периметру территории траншея глубиной не менее 0,8 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею. Над ямой не поставлен навес на высоте 2,5 м., рядом не пристроено помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Перекрытие ямы не двухслойное, без утеплителя между слоями, без плотно закрываемой крышки. Стены ямы не выполнены из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала, дно земляное. Скотомогильник в <> расположен на расстоянии 2 км от села, в южном направлении и представляет собой земляную яму размерами 3х4 м, с осыпавшимися стенками и остатками бревенчатого перекрытия. В яме, а также на прилегающей территории имеются биологические отходы, костные фрагменты трупов животных. В нарушение раздела 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, отсутствует по всему периметру территории траншея глубиной не менее 0,8 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею. Над ямой не поставлен навес на высоте 2,5 м., рядом не пристроено помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Перекрытие ямы отсутствует, стены и дно земляные. Скотомогильник в <> расположен на расстоянии 3 км от села, в южном направлении и представляет собой земляную яму размерами 4х4 м, с деревянным перекрытием и деревянной крышкой. Яма в значительной степени наполнена биологическими отходами и бытовым мусором. На прилегающей территории обнаружен труп животного в поздней стадии разложения. Яма не огорожена глухим забором, не оканавлена по всему периметру, отсутствует вал из вынутого грунта, нет навеса, помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Согласно статей 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 20 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» в Российской Федерации ведется государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов. Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, к таким отходам относятся тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования В соответствии с п. 4 ст. 12 названного Федерального закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду. В силу ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление и прекращение в установленном порядке эксплуатации строений, сооружений и иных объектов. Таким образом, скотомогильники, расположенные в селах <>, <>, <>, как объекты размещения биологических отходов, не соответствуют по своему состоянию нормам действующего законодательства и создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, при этом до настоящего времени эксплуатируются, поскольку население названных территорий складируют в них трупы животных. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5,6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В силу подпункта 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункту «ц» пункта 2 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г., в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. не предусматривает. С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, суд соглашается с позицией администрации <> о том, что администрация по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет в собственности скотомогильников, расположенных в <> и в <>. Обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников должна быть возложена на субъект РФ, каковым в данном случае является <> в лице Правительства <>. В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ, и зарегистрированным в Минюсте РФ 05.01.1996 г. за № 1005, уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях- при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, только по решению государственного ветеринарного инспектора субъекта РФ. В нарушение указанных требований Правил, трупы животных складируются в земляные ямы, не оборудованные надлежащим образом. Использование данных ям в качестве скотомогильников создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и заражения населения и животных различными заболеваниями. Поскольку отсутствие на территории вышеперечисленных муниципальных образований скотомогильников (биотермических ям), соответствующих требованиям Ветеринарно-санитарных правил, способствует несанкционированному захоронению трупов животных, что, в свою очередь, создает угрозу распространения опасных заболеваний, а также загрязнения окружающей природной среды, суд находит обоснованными требования прокурора об оборудовании на территории поселений скотомогильников. В соответствии с п. 1.1. Ветеринарно- санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ от 01.12.1995 г. № 13-7-2/469, требования по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Согласно п. 5.1 Правил выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. На основании п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организацией, в ведении которых находятся эти объекты. В соответствии с подпунктом «ц» ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что вопросы создания скотомогильника должны быть возложены на собственника указанного имущества, каковым является <> в лице Правительства <>. При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора о возложении обязанности по обустройству скотомогильников, соответствующих требованиям Ветеринарно-санитарных правил, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает, что требования о прекращении экологически вредной деятельности по эксплуатации скотомогильников удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности могут быть предъявлены к юридическим лицам, осуществляющим деятельность, нарушающую природоохранное законодательство. Как установлено судом, Правительство <> какой-либо деятельности, связанной с эксплуатацией скотомогильников в <> не ведет, в связи с чем, возложить запрет на деятельность, которая фактически не осуществляется, невозможно. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <> удовлетворить частично. Возложить на Правительство <> обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать на территории муниципальных образований <> сельсовет, <> сельсовет и <> сельсовет <> скотомогильники, отвечающие требованиям действующего законодательства. В удовлетворении исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности по эксплуатации скотомогильников, расположенных на территории поселений <>, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд. Председательствующий