Дело № 2-18/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 февраля 2011 года с. Каратузское Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Криндаль Т.В., с участием помощника прокурора Логуновой В.Л., истца Маслиенко А.Н., представителя ответчика Авласенко О.А., представителя третьего лица Кирпичниковой Т.В., при секретаре Винтер Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах М. к Министерству образования и науки <> и администрации <> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Маслиенко А.Н. с иском к Министерству образования и науки <> и администрации <> о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Маслиенко (Кирилловская) А.Н. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба ее родителя умерли. <> Маслиенко (Кирилловская) А.Н. закончила обучение в ГОУ Красноярский краевой колледж культуры и искусства. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности. <> обратилась с заявлением на имя министра образования и науки края об обеспечении жилым помещением, представив при этом необходимый пакет документов. Данное заявление, а также приложенные к нему документы сданы в отдел социальной помощи семье и детям Управления образования администрации <>. <> до настоящего времени указанные документы не направила в Министерство образования для постановки Маслиенко А.Н. на учет для последующего обеспечения жильем, тем самым, допустив бездействие и нарушение жилищных прав. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. <> «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края. Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается <>. Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация <> существенно нарушили конституционное право Маслиенко А.Н. на жилище, просил признать их бездействие незаконным, а также возложить обязанность на Министерство образования и науки предоставить Маслиенко А.Н. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. изменила исковые требования и просила обязать Министерство образования и науки поставить Маслиенко А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также возложить обязанность на администрацию <> обеспечить Маслиенко А.Н. жилым помещением. Истец М. иск прокурора поддержала, пояснив, что ее родители - К. и Ш. умерли, в связи с чем она была передана под опеку Б. Проживала в жилье опекуна в <>. Администрацией <> сельсовета за ней закреплено жилое помещение, принадлежавшее ее бабушке, и в котором фактически проживала со своей матерью и бабушкой на день смерти матери. Впоследствии постановление о закреплении жилья было отменено. В 2007 г. окончила Красноярский краевой колледж культуры и искусства, получив диплом. В 2009 г. обратилась в органы опеки <> с заявлением о предоставлении жилья. Жилье до настоящего времени не предоставлено. При жизни родители не имели в собственности жилья. Она также жилья не имеет, в приватизации не участвовала, по договору социального найма жилье не предоставлялась. В настоящее время проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее супругу, и приобретенном им до брака. Просила удовлетворить иск прокурора в полном объеме. Представитель администрации <> Авласенко О.А. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признала, пояснив, что администрация может выполнить обязанность по предоставлению истцу жилья только в случае соответствующего финансирования на эти цели из бюджета <>. Представитель ответчика Министерства образования и науки <> в судебное заседание не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая, при этом возражая против иска. С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки <>. Представитель третьего лица на стороне ответчика- органа опеки и попечительства- Кирпичникова Т.В. иск не признала, пояснив, что в 2009 г. она оказывала помощь К. в сборе документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Пакет документов вместе с заявлением был направлен в Министерство образования и науки, однако был возвращен ввиду того, что за К. на тот период было закреплено жилье в <>, принадлежавшее бабушке девочки. В настоящее время постановление о закреплении жилья за К. отменено, поэтому имеется возможность повторно направить документы, и в установленном порядке поставить истца на учет, после чего обеспечить жилым помещением. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Логуновой В.Л., полагавшей необходимым удовлетворить иск, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. К. (после вступления в брак <>- М. .), <> года рождения является дочерью К. и Ш. . Отец истца- К. умер <>, мать- Ш. умерла <>, что подтверждается свидетельствами о смерти, выданными <> территориальным отделом ЗАГС (л.д.14,15) Постановлением главы <> сельсовета от <> <>, над несовершеннолетней К. учреждена опека, опекуном назначена Б. Принимая во внимание, что родители истца умерли, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. К. М. . <> г.обратилась с заявлением на имя министра образования и науки <> о предоставлении жилого помещения в <>. Данное заявление передано в отдел социальной поддержки детей управления образования администрации <> для оказания содействия в сборе необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в соответствии с порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005 г., а также для обеспечения ее жилым помещением. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно- правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц. Так, ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ ( в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка. Из материалов дела видно и судом установлено, что за Маслиенко А.Н. жилое помещение не закреплено, поскольку постановление администрации Старокопского сельсовета от <> «О закреплении жилья за несовершеннолетней К. 1986 г.р.» отменено <> постановлением главы сельсовета <>-п. Кроме того, само закрепление жилья за несовершеннолетней не может являться законным и обоснованным. В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Поскольку закрепление права пользования жилым помещением является распорядительным действием органа местного самоуправления относительно жилого помещения, в связи с чем, возможны только в отношении принадлежащего на праве собственности или ином законном владении, имущества. Между тем судом установлено, жилое помещении, право пользования которым закреплено на основании постановления администрации сельсовета в 2003 г., не являлось муниципальной собственностью, а принадлежало бабушке истицы- Ко. , которая, в свою очередь, завещала его Б. , то есть опекуну истца. В настоящее время собственником жилого дома является Б. В силу того, что администрация Старокопского сельсовета не является собственником жилого помещения, расположенного в <>, то в силу ст. 288 ГК РФ, не обладает правом на осуществление полномочий, предоставленных собственнику имущества, в том числе и по закреплению права пользования жилищем за несовершеннолетней. В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. Также не имели в собственности жилых помещений и родители К. М. что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации Старокопского сельсовета. По договору социального найма жилое помещение К. М. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение- <>вой колледж культуры и искусства по очной форме обучения, о чем имеется соответствующий диплом. Обращалась в Министерство образования и науки с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения жильем, предоставляя при этом, пакет документов, подтверждающих ее социальный статус и отсутствие жилья. С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Маслиенко А.Н. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего обеспечения ее жильем. То обстоятельство, что на сегодняшний день истец достигла возраста старше 23 года, по мнению суда, не должно лишать ее права на обеспечение жильем, поскольку повлекло бы ограничение конституционного права Кирилловской (Маслиенко) А.Н. на социальное обеспечение со стороны государства. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <> предоставить Кирилловской (Маслиенко) жилое помещение, суд находит также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда. Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ. В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, после окончания пребывания в образовательном учреждении л учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является полномочием субъекта РФ. В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25-уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и <>. В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Кроме того, факт финансирования из бюджета края на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика - администрации <>, пояснившая, что в текущем году предусмотрено получение финансовых средств из бюджета края на данные цели. При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению жилым помещением Кирилловской А.Н. подлежит возложению на администрацию <>. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Каратузского района удовлетворить. Возложить на Министерство образования и науки <> поставить Маслиенко А.Н. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Маслиенко А.Н. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд. Председательствующий