Дело № 2-117/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чугунникова Е.В.,
представителя ответчика Дейхиной Е.А.,
представителя третьего лица Логунова А.П.,
при секретаре Улеевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Черепановой В.С. к <> администрации <> о возложении обязанности по перерасчету субсидий на приобретение твердого топлива,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Черепановой В.С. с иском к <> администрации <> (далее по тексту УСЗН) о возложении обязанности по перерасчету субсидии на приобретение твердого топлива.
В обоснование заявленных требований указал, что Черепанова В.С. является инвалидом. В соответствии со ст. 17 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). А в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В июле 2005 г. Черепанова В.С. обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении ей субсидии на твердое топливо. Данная субсидия ей назначена и выплачивается.
В соответствии с ч. 1 и 8 ст. 23 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, орган местного самоуправления производит перерасчет субсидии и дополнительных мер социальной поддержки без истребования каких-либо документов, с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
В нарушение данного требования закона, УСЗН, несмотря на изменение цены твердого топлива, не производило перерасчет субсидии Черепановой В.С. на приобретение твердого топлива.
По <> предельная цена на твердое топливо ( в том числе уголь), реализуемое гражданам, установлена постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 г. № 513-п и для <> составляла 1200 руб. С <> предельная цена установлена в сумме 1336, 43 руб. С <> -1818,10 руб.
Просил признать незаконным бездействие УСЗН в части не проведения перерасчета субсидии Черепановой В.С. за период с 03.04 по <> на приобретение твердого топлива для отопления жилого помещения, и возложить обязанность произвести указанный перерасчет.
В судебном заседании прокурор Чугунников Е.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил иск удовлетворить, признав незаконным бездействие УСЗН и взыскав с ответчика в пользу истца 1163,01 руб.
Истец Черепанова В.С. в судебном заседании отсутствует, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержав, при этом, требования прокурора.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации <> Дейхина Е.А. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признала, пояснив, что Черепанова В.С. состоит на учете в УСЗН и пользуется мерами социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг как инвалид, бессрочно, в том числе ей предоставляется субсидия на приобретение твердого топлива.
В связи с тем, что нормы отпуска твердого топлива устанавливаются из расчета на год, заявитель имеет право обратиться в УСЗН в целях реализации своего права на субсидию на приобретение твердого топлива, один раз в год. Расчет субсидии на топливо производится за период с 01.01 по 31.12 текущего года, по ценам, действующим в момент выплаты субсидии, и последующему перерасчету не подлежат. Выплата назначенной субсидии производится единовременно один раз в год.
Черепанова В.С. обратилась в УСЗН <>, с заявлением о предоставлении субсидии с учетом доходов в соответствии со ст.11 <> «О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг». Статьей 12 этого же закона предусмотрено, что субсидии, предусмотренные ст. 11 Закона предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2-8,8.2,9, 10.1 Закона.
На первое полугодие 2009г. Черепановой В.С. назначена льгота на твердое топливо <> по предельной стоимости топлива 1200 руб. Льгота на второе полугодие 2009 г. назначена <> по предельной цене топлива 1336, 43 руб. Назначенная субсидия выплачена в полном объеме через почтовое отделение. Полагает, что назначенные и выплаченные меры социальной поддержки и субсидии с учетом доходов, на твердое топливо по ранее действующим предельным ценам перерасчету не подлежат.
Просила отказать прокурору в удовлетворении иска.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены администрация <> и Министерство социальной политики <>.
Представитель администрации <> Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью) возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что действия УСЗН по расчету и выплате Черепановой В.С. субсидии на твердое топливо соответствуют требованиям закона. Действующим законодательством не предусмотрен перерасчет субсидии в связи с изменением цены на твердое топливо, поскольку выплата субсидии производится единовременно и рассчитывается исходя из утвержденных цен на данный вид топлива. Просил отказать в удовлетворении иска, поскольку нарушений прав истца действиями УСЗН не допущено.
Представитель Министерства социальной политики <>, будучи надлежащим образом извещенным в времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства социальной политики <>.
Выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора Чугунникова Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам, а также семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется льгота не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления- на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки данной категории лиц, является расходным обязательством субъекта РФ.
Согласно ст. 7 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляются в форме субсидий.
Субсидиями в силу вышеприведенного закона, являются средства, предоставляемые в качестве помощи отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг.
Законом Красноярского края от 27.12.2005 г. № 17-4395 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» органы местного самоуправления муниципальных районов, включая и <>, наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с утвержденным постановлением советом администрации Красноярского края № 17-п от 21.01.2005 г., Порядком расчета отпуска твердого топлива населению в пересчете на уголь, при определении нормы отпуска твердого топлива используются такие нормативы как единая норма отпуска топлива населению, составляющая 75,7 кг условного топлива на 1 кв.м площади жилого помещения в год; социальная норма жилья; коэффициент перевода условного топлива в натуральное.
При проведении расчета отпуска твердого топлива единая норма отпуска топлива населению делится на коэффициент перевода условного топлива в натуральное и умножается на социальную норму площади жилья.
Предельные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам, утверждаются постановлением <>.
Черепанова В.С., являясь инвалидом, обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение твердого топлива, <>
На период рассмотрения данного заявления действовало постановление Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 г. № 513-п «Об утверждении предельных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Согласно данному постановлению, предельная цена твердого топлива для <> составляет 1200 руб. Постановление действовало до <>
<> Черепановой В.С. назначена субсидия на приобретение твердого топлива на период с <> по <>. Размер субсидии рассчитан в соответствии с методикой, определенной постановлением <>-п от <> и исходя из предельной стоимости твердого топлива (угля) в 1200 руб., и составил 1948,61 руб. за первое полугодие 2009 года. Данная сумма выплачена истцу <>, через почтовое отделение по платежной ведомости 03-0372 от <>
Таким образом, субсидия на приобретение твердого топлива начислена и выплачена истцу единовременно на полугодие, а не отдельными суммами ежемесячно.
Аналогичным образом начислена субсидия на второе полугодие 2009 года. При исчислении размера субсидии, подлежащей выплате Черепановой В.С. как инвалиду, учтено постановление Красноярского края от 17.03.2009 г. №117-п, которым утверждена предельная стоимость твердого топлива 1336,43 руб.. С учетом данной стоимости, размер субсидии на второе полугодие 2009 г. составил 2170,20 руб. Данная сумма также выплачена истцу в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 8 ст. 23 Закона Красноярского края « О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, орган местного самоуправления производит перерасчет субсидии и дополнительных мер социальной поддержки без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
Таким образом, вышеприведенное положение закона, действовавшего до июля 2010 г., обязывало органы местного самоуправления самостоятельно производить перерасчет размера субсидии выплачиваемой льготной категории граждан, без каких-либо обращений об этом и предоставления дополнительных документов со стороны граждан.
Судом установлено, что <> Черепановой В.С. выплачена субсидия на приобретение твердого топлива в размере, рассчитанном за период с <> по <> исходя из утвержденной стоимости топлива в 1200 руб.
Между тем, в указанный промежуток времени цена твердого топлива изменялась.
Так, с <> предельная цена на твердое топливо (уголь ДПК), реализуемое гражданам, установлена постановлением Совета администрации <> от <> <>-п для <> в сумме 1336,43 руб.
В связи с изменением стоимости топлива, размер субсидии, выплаченной Черепановой В.С. за период с января по июнь 2009 г., согласно ст. 23 Закона края № 13-2804 подлежал перерасчету. Однако ответчиком указанный перерасчет не произведен, тем самым, по мнению суда, допущено нарушение требований действующего законодательства, и, соответственно прав граждан.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по перерасчету размера субсидии в период с апреля по июнь 2009 г. в связи с изменением предельной стоимости твердого топлива.
Прокурором представлен расчет размера субсидии, подлежащей выплате Черепановой В.С. с учетом увеличения стоимости твердого топлива. Согласно представленному расчету, Черепановой В.С. за период с января по июнь 2009 г. включительно недоплачено 1163,01 руб.
Вместе с тем, данный расчет суд находит ошибочным, поскольку при расчете за первое полугодие 2010 г. учтена сумма сбдсидии назначенная Черепановой В.С. в размере 361 Так, с учетом площади жилого помещения, в котором проживает истец, и составляющей 63,68 кв.м., норма отпуска твердого топлива в месяц составляет 0,541 т. в месяц, и 0,018 т. в сутки, исходя из расчета: 75,5 (норма отпуска топлива) : 1000 (коэффициент перевода из кг.в тонну):0,743 (коэффициент перевода условного топлива в натуральное): 12 (месяцев в году)х63,68 кв.м. ( жилая площадь).
В период с января по <> предельная стоимость твердого топлива (угля), установленная постановлением Совета администрации Красноярского края № 513-п составляла 1200 руб., в связи с чем размер субсидии должен быть рассчитан как 0, 541х3х1200=1947,6 руб., а с учетом 2-х дней апреля: 1947,6+ 0,018х2х1200=1990,8 руб..: 2 (50% льгота)=995,4 руб.
С 03 апреля по июнь 2009 г. включительно предельная стоимость твердого топлива для <> составляла 1336, 43 руб. ( постановление совета администрации края № 117-п от 17.03.2009 г.). исходя из данной стоимости топлива, размер субсидии для Черепановой В.С. должен составить: 0,541х2 (месяца)х1336,43 руб.+0,018 (суточная норма угля)х28 (дней в апреле 09 г.)х1336,43=2119,57 руб., а с учетом 50% льготы- 1059,78 руб.
Всего за период с января по июнь 2009 г. Черепановой В.С. надлежало начислить субсидию на приобретение твердого топлива в размере 995,4+1059,78=2055,18 руб.. При этом фактически начислено и выплачено, согласно почтовой ведомости, 1948,62 руб.
Таким образом, в результате непроведения перерасчета размера субсидии при увеличении стоимости твердого топлива, Черепановой В.С. недоначислено и не выплачено в первом полугодии 2009 года 2055,18-1948,62= 106 руб.60 коп.
За первое полугодие 2010 года Черепановой В.С. выплачена субсидия на твердое топливо в размере 1808,5 руб., что подтверждается почтовой ведомостью <> от <> (л.д. 44)
Субсидия назначена исходя из предельной цены топлива, установленной предельной стоимости топлива равной 1336, 43 руб.
Между тем, с <> предельная стоимость топлива установлена в размере 1818,10 руб. на основании постановления Совета администрации <> от <> <>-п.
Таким образом, в связи с изменением цены топлива, размер субсидии, начисленной на 1 полугодие 2010 г. подлежал перерасчету. Однако данный перерасчет не произведен.
С учетом увеличения цены топлива расчет субсидии надлежало произвести следующим образом.
В период с <> по <> цена топлива составляла 1336,43 руб., в связи с чем размер субсидии за данный период составляет- 0,541х1 ( месяц)х1336,43=723:2=361,5 руб.; 0,018х12 (дней февраля)х1336,43=288,67 руб. :2= 144,33 руб. Всего за данный период 505, 83 руб. ( 361,5+144,33)
С <> предельная стоимость топлива составляла 1818,10 руб., в связи с чем расчет субсидии за период с <> по <> производится : 0, 541х4 (месяца)х 1818,10=3934,37:2=1967,18 руб. За 16 дней февраля 2010г.: 0, 018х16х 1818,10=523,61: 2=261,8 руб. Всего за первое полугодие 2010 г. следовало начислить и выплатить 505,83+1967,18+261,8= 2734,81 руб. Выплачено согласно почтовой ведомости 1808,5 руб. Таким образом, недоплата субсидии составляет 2734,81-1808,5=926,32 руб. Всего же за период с 03.04. по 30.06 2009 г. и с 01.01. по <> Черепановой В.С. недоплачено 926, 32+106,6=1032,92 руб.
Расчет, представленный прокурором, суд находит ошибочным, поскольку при расчете субсидии за первое полугодие 2010 г. ( с <> по <>) в расчет приняты 5 полных месяцев, тогда как следует учитывать 4 полных месяца : с марта по июнь 2010 г. включительно.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика, выразившихся в непроведении перерасчета размера субсидии, выплаченной Черепановой В.С. на приобретение твердого топлива за период с <> по <>, и с <> по 30,06.2010 г. требования прокурора о взыскании недоплаченной суммы в размере 1032,92 руб. также подлежат удовлетворению.
Также с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета и госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие <> администрации <> по перерасчету размера субсидии, назначенной Черепановой В.С. за период с <> по <> и с 01 января по <> включительно, на приобретение твердого топлива для отопления жилого помещения.
Взыскать с <> администрации <> за счет средств, поступающих на счет <> для выплаты субсидий на приобретение твердого топлива в пользу Черепановой В.С. невыплаченную часть субсидии на приобретение твердого топлива в сумме 1032 (одна тысяча тридцать два) рубля 92 копейки.
Взыскать с <> администрации <> госпошлину в доход бюджета в размере 200 (двести) рублей.
В удовлетворении требований о взыскании с <> администрации <> в пользу Черепановой В.С. 130 руб. 09 коп. прокурору Каратузского района отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, в Красноярский краевой суд, в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий