Дело № 2-107/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чугунникова Е.В.,
представителя ответчика Щербакова Д.В.,
представителя третьего лица Дэка Э.В.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию специальных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов к объекту,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации <> (далее УСЗН) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обустройству входа в здание Управления по <> в <> специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту.
Заявленные требования мотивировал тем, что на территории <> проживают 19 инвалидов- колясочников возрасте старше 18 лет, а также 21 ребенок –инвалид, ограниченных в возможности передвижения и нуждающихся при передвижении в помощи технических средств.
В здании по адресу <> расположено учреждение социальной инфраструктуры, а именно муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», а также Управление социальной защиты населения администрации <>. Данное здание принадлежит на праве собственности ООО «<>», но на основании договора аренды от <> используется УСЗН.
В нарушение требований ст. 9, 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» здание не оборудовано пандусами, в связи с чем не обеспечен доступ маломобильных групп населения в помещение.
Просил признать незаконным бездействие УСЗН в части непринятия мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальному объекту, расположенному в <>, а также возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать вход в здание специальными сооружениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к объекту.
В судебном заседании прокурор Чугунников Е.В. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Щербаков Д.В. (доверенность от <>) иск признал, пояснив, что в течение июня текущего года вход в здание УСЗН будет оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов. Признание иска подтвердил письменным заявлением.
Представитель третьего лица, общества с ограниченной ответственностью «<>» Дэка Э.В. (доверенность от <>) также поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что здание по <> в <> является собственностью ООО «<>». На основании договора от <> второй этаж здания передан в аренду УСЗН администрации <>. По договоренности с арендатором, оборудование входа в здание специальными приспособлениями для инвалидов будет осуществлено УСЗН.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 2 ФЗ « О социальной защите инвалидов в российской Федерации», социальная защита инвалидов- это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на созданием им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов- это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст., ст. 9 и 15 названного Федерального закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая и использующих кресла- коляски и собак- проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищными другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами и допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Статья 2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности- обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу Свода правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 72 ( п. 1.7), основным принципом формирования архитектурной среды доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда.
Разделом 3 Санитарных норм и правил (СНиП 35-01-02001), принятым постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, предусмотрено наличие в здании как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для данной группы населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Как установлено судом, здание, расположенное по адресу <> принадлежит на праве собственности ООО «<>».
На основании договора аренды <>от <> часть здания площадью 459,3 кв.м. передано УСЗН администрации <> для использования в соответствии с целями деятельности УСЗН (л.д. 8-9).
Из акта осмотра от <> (л.д.5) следует, что вход в здание осуществляется со стороны <> через бетонное крыльцо, имеющее две ступени. Крыльцо не оборудовано специальным приспособлением для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Работы по оборудованию крыльца указанными приспособлениями не ведутся.
Согласно подписи начальника УСЗН <> в акте осмотра, установка пандуса запланирована на июнь 2011 г.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора, поскольку представителю ответчика разъяснены последствия признания иска и такое признание не повлечет за собой нарушение прав и интересов как самого ответчика, так и других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора Каратузского района.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации <> по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту, расположенному по адресу <>.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации <> обязанность в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать вход в здание, расположенное по адресу <>, специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в данное здание.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <> государственную пошлину в доход бюджета в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий