о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию специальных приспособлений



Дело № 2-106/2011

                              Р Е Ш Е Н И Е

                         Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года                                    с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Чугунникова Е.В.,

представителей ответчиков Подлесновой Н.И., Логунова А.П.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному предприятию <> «<>» и администрации <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию специальных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов к объекту,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному предприятию «<>» (далее Аптека) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обустройству входа в здание Аптеки по <> в <> специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту.

    Заявленные требования мотивировал тем, что на территории <> проживают 19 инвалидов- колясочников возрасте старше 18 лет, а также 21 ребенок –инвалид, ограниченных в возможности передвижения и нуждающихся при передвижении в помощи технических средств.

    В здании по адресу с. Каратузское ул. <> расположена Аптека. Данное здание является муниципальной собственностью <> района,, но на основании договора аренды используется Аптекой.

    В нарушение требований ст. 9, 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» здание не оборудовано пандусами, в связи с чем не обеспечен доступ маломобильных групп населения в помещение.

    Просил признать незаконным бездействие Аптеки в части непринятия мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту, расположенному в <>, а также возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать вход в здание специальными сооружениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к объекту.

    В судебном заседании прокурор Чугунников Е.В. уточнил заявленные исковые требования и просил возложить обязанность по оборудованию входа в здание Аптеки специальным приспособлением, обеспечивающим доступ к объекту инвалидов, также и на администрацию <> как на собственника здания.

    Представитель ответчика Подлеснова Н.И. (доверенность от <>) уточненный иск признала, пояснив, что собственником здания, в котором расположена аптека, является администрация <>. Со стороны администрации каких-либо указаний, предложений о необходимости обустройства входа пандусами в их адрес не поступало. Без согласования и разрешения администрации района установка пандусов невозможна, поскольку данный вид работ является капитальным ремонтом здания. Полагает, что обустройство входа в помещение аптеки специальными приспособлениями должно осуществлять совместно аптекой как пользователем здания и администрацией района как его собственником.

    Представитель ответчика администрации <> Логунов А.П. (доверенность от <>) иск не признал, пояснив, что здание по <> в <> на протяжении многих лет используется аптекой, соответственно пользователь обязан обеспечить доступ инвалидов в помещение посредством оборудования входа специальными приспособлениями. Просил отказать в удовлетворении иска, предъявленного к администрации.

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствие со ст. 2 ФЗ « О социальной защите инвалидов в российской Федерации», социальная защита инвалидов- это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на созданием им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Социальная поддержка инвалидов- это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст., ст. 9 и 15 названного Федерального закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая и использующих кресла- коляски и собак- проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищными другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами и допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Статья 2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности- обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу Свода правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 72 ( п. 1.7), основным принципом формирования архитектурной среды доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда.

Разделом 3 Санитарных норм и правил (СНиП 35-01-02001), принятым постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, предусмотрено наличие в здании как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для данной группы населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

Как установлено судом, здание, расположенное по адресу с. Каратузское ул. <> является муниципальной собственностью <> района.

На основании договора аренды недвижимого имущества <> от <> помещение площадью 433,3 кв.м. передано Аптеке для фармацевтической деятельности. (л.д. 8-13).

Из акта осмотра от <> (л.д.6) следует, что вход в здание осуществляется со стороны <> через бетонное крыльцо, имеющее две ступени. Крыльцо не оборудовано специальным приспособлением для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Работы по оборудованию крыльца указанными приспособлениями не ведутся.

Таким образом, в силу отсутствия на входе в помещение аптеки специального приспособления, граждане с ограниченными физическими возможностями и использующие при передвижении специальные технические средства, фактически лишены доступа к фармацевтическим услугам, что существенно нарушает их права и охраняемые законом интересы.

Суд не соглашается с позицией представителя администрации <> относительно возложения обязанности по оборудованию входа в помещение пандусом только на Аптеку, как на пользователя данного помещения.

Судом установлено и подтверждено ответчиком то обстоятельство, что здание по <> в <> является муниципальной собственностью <>.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно договору аренды недвижимого имущества от <> <> ( п. 2.3.2) арендатор обязан осуществлять за свой счет текущий и капитальный ремонт ( последний с предварительным согласованием с Арендодателем). Без письменного разрешения Арендодателя Арендатору запрещается производить перепланировку, переоборудование и иное неотделимое улучшение арендованного помещения ( п. 2.3.6)

Между тем, в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения является реконструкцией объекта.

Таким образом, реконструкция объекта недвижимого имущества (здания по <>) без участия администрации <> как собственника помещения, невозможна.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о полном удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации <> и государственного предприятия <> «<>» по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту, расположенному по адресу <>.

    Возложить на администрацию <> и Государственное предприятие <> «<>» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать вход в здание, расположенное по адресу <>, специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в данное здание.

    Взыскать с администрации <> государственную пошлину в доход бюджета в размере 200 (двухсот) рублей.

    Взыскать с государственного предприятия <> «<>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 200 (двухсот) рублей.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий