Дело № 2-358/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2011 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чугунникова Е.В.,
истца Лукьяновой О.В.,
представителя ответчика Логунова А.П.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Лукьяновой О.В. к Министерству образования и науки <> и администрации <> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Лукьяновой О.В. с иском к Министерству образования и науки <> и администрации <> о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Лукьянова О.В. относится к категории лиц из числа детей- сирот, поскольку отца у нее нет, а мать умерла <> В июне 2010 г. окончила обучение в КГОБУ НПО ПУ-28 <>. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности.
23.06.2010 г. обратилась с заявлением на имя министра образования и науки края об обеспечении жилым помещением, представив при этом необходимый пакет документов. Согласно информации Министерства образования и науки <> документы Лукьяновой О.В. на рассмотрение в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений в связи с отсутствием документов, установленных п. 2 приложения 1 Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005<>-уг.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.
Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается <>.
Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация <> существенно нарушили конституционное право Лукьяновой О.В. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Лукьянову О.В. на учет для обеспечения ее жилым помещением. Также просил возложить на администрацию <> обязанность предоставить Лукьяновой О.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор Чугунников Е.В. полностью поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Лукьянова Ольга Васильевна иск прокурора поддержала, пояснив, что ее мать Л. умерла в 2006 г., отца нет. В 1996 г. она передана под опеку своей бабушке Лу., по причине заболевания матери. До 1996 г. проживали вместе с бабушкой в <>, в доме, принадлежащем бабушке. С 1996 г. стали жить в <>. Данный дом также принадлежит бабушке. В период с 2007 г. по 2010 г. обучалась в Шушенском профучилище <>. В настоящее время поступила в Минусинское училище. В 2010 г. обратилась в органы опеки <> с заявлением о предоставлении жилья. Жилье до настоящего времени не предоставлено. При жизни мать не имела в собственности жилья. Она также жилья не имеет, в приватизации не участвовала, по договору социального найма жилье не предоставлялась. В настоящее время проживает на съемной квартире в <>. Просила удовлетворить иск прокурора в полном объеме.
Представитель администрации <> Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал, пояснив, что администрация может выполнить обязанность по предоставлению истцу жилья только в случае соответствующего финансирования на эти цели из бюджета <>.
Представитель ответчика Министерства образования и науки <>, а также представитель третьего лица- органа опеки и попечительства в судебное заседание не явились, обратившись с письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки <> и третьего лица- органа опеки и попечительства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Чугунникова Е.В., полагавшего необходимым удовлетворить иск, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Лукьянова О.В. , <> года рождения, является дочерью Л.. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери ребенка (л.д. 7)
Постановлением главы администрации <> от <> № п 3 над Лукьяновой О.В. учреждена опека и опекуном назначена Лу.. Основанием для передачи истца под опеку явилось заболевание матери, требующее длительного стационарного лечения, в силу чего мать не могла осуществлять свои родительские обязанности по отношению к ребенку.
<> Л. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным отделом комитета ЗАГС при Правительстве <> по г. <> <> (л.д. 8).
Принимая во внимание, что единственный родитель истца умер, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Лукьянова О.В.<> обратилась с заявлением на имя министра образования и науки <> о предоставлении жилого помещения на территории <>. Данное заявление передано в отдел социальной поддержки детей управления образования администрации <> для оказания содействия в сборе необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в соответствии с порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005 г., а также для обеспечения ее жилым помещением. В дальнейшем заявление истца, а также пакет документов, подтверждающих отсутствие у нее жилого помещения, направлены в Министерство образования и науки <> для постановки на учет нуждающихся в жилье.
Согласно информации Министерства от <>, поступившей в адрес Управления образования администрации <>, документы в отношении Лукьяновой О.В. в краевую комиссию не переданы, поскольку за истцом закреплено жилое помещение в <>, а также при назначении опеки определено место жительства истца- <>. (л.д. 25)
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно- правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.
Так, ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ ( в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.
Из материалов дела видно и судом установлено, что за Лукьяновой О.В. жилое помещение не закреплено, поскольку постановление администрации <> сельсовета от <> № <> «О закреплении жилья за несовершеннолетними Лукьяновой О.В. , Лук. » признано утратившим силу постановлением главы сельсовета от <> <>-п.
Кроме того, само закрепление жилья за несовершеннолетней не может являться законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Поскольку закрепление права пользования жилым помещением является распорядительным действием органа местного самоуправления относительно жилого помещения, в связи с чем, возможны только в отношении принадлежащего на праве собственности или ином законном владении, имущества.
Между тем судом установлено, жилое помещении, право пользования которым закреплено на основании постановления администрации сельсовета в 2002 г., не являлось муниципальной собственностью, а принадлежало бабушке истицы- Лу.
В силу того, что администрация <> сельсовета не является собственником жилого помещения, расположенного в <>, то в силу ст. 288 ГК РФ, не обладает правом на осуществление полномочий, предоставленных собственнику имущества, в том числе и по закреплению права пользования жилищем за несовершеннолетней.
В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Также не имела в собственности жилых помещений и мать истца Л. что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации <>.
По договору социального найма жилое помещение Лукьяновой О.В. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение- КГБОУ НПО «Профессиональное училище <>» по очной форме обучения, о чем имеется соответствующий диплом. Обращалась в Министерство образования и науки с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения жильем, предоставляя при этом, пакет документов, подтверждающих ее социальный статус и отсутствие жилья.
С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Лукьянова О.В. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего обеспечения ее жильем.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <> предоставить Лукьяновой О.В. жилое помещение, суд находит также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.
Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, после окончания пребывания в образовательном учреждении л учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является полномочием субъекта РФ.
В целях реализации указанного полномочия на территории <> принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и <>.
В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению жилым помещением Лукьянову О.В. подлежит возложению на администрацию <>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Возложить на Министерство образования и науки <> поставить Лукьянову О.В. , <> года рождения, на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Лукьяновой О.В. , <> года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий