о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающего в жилом помещении и обеспечению жилым помещением



№ 2-330/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года     Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Борзенко А.Г.

с участием прокурора Чугунникова Е.В.

представителя третьего лица Кирпичниковой Т.В.

при секретаре Улеевой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Чижова И.А. к администрации <> и Министерству образования и науки <> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,

                         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Чижова И.А., <> года рождения, обратился в суд с иском к администрации <> и Министерству образования и науки <> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

Свои исковые требования обосновал тем, что Чижов И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родителя умерли и с <> он находился под опекой Ж. <> освободился из мест лишения свободы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Право пользования жилым помещением за Чижовым И.А. не закреплено, по договору социального найма на территории Каратузского сельсовета жилое помещение не предоставлялось, в приватизации жилого помещения участия не принимал. До настоящего времени администрацией <> Чижов И.А. жилым помещением не обеспечен.

Направленные Чижовым И.А. в Министерство образования и науки <> документы на рассмотрение комиссии по вопросам предоставления жилых помещений переданы не были. В результате нарушено право Чижова И.А. на жилище, гарантированное Конституций РФ.

Поскольку администрация <> и Министерство образования и науки <>, существенно нарушили конституционное право Чижова И.А. просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить его на учет для обеспечения жилым помещением, а на администрацию <> обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм применительно к <>.

В судебном заседании истец Чижов И.А. иск прокурора поддержал, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства и пояснил, что направлял в Министерство образования и науки <> соответствующие документы, однако вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не разрешен.

Представитель ответчика администрации <> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен. Об уважительной причине неявки не сообщил.

С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <> Малицкая С.В. (полномочия подтверждены доверенностью) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении иска отказать, сославшись на то, что обязанность Министерства по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, наступает только в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг. Только несоблюдение соответствующими органами этой процедуры может расцениваться как нарушение прав детей-сирот и лиц из их числа. Чижов И.А. обращался с заявлением в краевою комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Министерство, рассмотрев представленные документы, направило письмо в <> с просьбой представить недостающие документы. Однако документы представлены не были. Полномочиями на предоставления жилых помещений указанной категории лиц в 2011 году возложены на органы местного самоуправления. Поэтому <> наделен полномочиями на предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа до достижения возраста 23 лет. В полномочия Министерства входит только постановка таких лиц после предоставления соответствующих документов. Министерство не может быть надлежащим ответчиком, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика-органа опеки и попечительства-начальник отдела социальной поддержки детства Управления образования администрации <> Кирпичникова Т.В. (доверенность имеется) считает необходимым исковые требования удовлетворить, поскольку Чижов И.А. не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому имеется возможность в установленном порядке поставить истца на учет, после чего обеспечить жилым помещением.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Чугунникова Е.В., полагавшего необходимым удовлетворить иск, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Чижов И.А., <> года рождения является сыном Ч. и Чиж. (л.д.7). Отец истца Ч. умер <> (л.д.8), мать Чиж. лишена родительских прав судебным решением от <> (л.д.9).

Постановлением <>-п от <> администрации <> учреждена опека над Чижовым И.А., опекуном назначена

Ж. (л.д.10).

Изложенное в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», позволяет суду сделать вывод о том, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абзаца 3 статьи 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Пунктом 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 (в редакции от 9 июня 2005 года № 14-3524) «О защите прав ребенка» предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

С марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <> в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к закону Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «Каратузский район» входит в указанный перечень.

На основании статьи 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в редакции от 11 ноября 2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.

Судом из сведений Федеральной регистрационной службы установлено, что истец в собственности жилья также не имеет (л.д.13-6).

По договору социального найма жилое помещение Чижову И.А. не предоставлялось, о чем свидетельствует справка администрации Сагайского сельсовета (л.д.17).

Истец, являясь лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году, до достижения возраста 23 лет, возвратился из мест лишения свободы (л.д.11), обратился в Министерство образования и науки <> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако вопрос о его постановке на учет в установленном законом порядке разрешен не был. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено суду доказательств о том, что Чижов И.А. был проинформирован о необходимости предоставления дополнительных документов.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что фактически Чижов И.А. был лишен конституционного права на жилище.

С учетом изложенного, в силу требований Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Чижов И.А. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде предоставления вне очереди жилого помещения.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Чижову И.А. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «Каратузский район» <>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора в этой части основано на законе, поэтому подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, по мнению суда, не основано на законе требование прокурора о возложении на Министерство образования и науки <> обязанности поставить Чижова И.А. на учет в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот, нуждающегося в получении жилого помещения.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственные полномочия по приобретению жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма указанным лицам, а также предоставления таких жилых помещений в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Поскольку, в соответствии с указанными нормативными актами обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, суд полагает, что обязанность по предоставлению Чижову И.А. жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>». В силу этого, исходя из системного толкования вышеприведенных норм в их взаимосвязи, суд полагает, что и обязанность по ведению учета таких лиц, должна быть возложена на органы местного самоуправления.

Доводы прокурора о том, что возложение обязанности на Министерство образования и науки <> по ведению учета лиц данной категории в целях последующего финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.

По мнению суда, право Чижова И.А. на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, так как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Чижова И.А. удовлетворить частично.<>

Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Чижову И.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий: