о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением



№ 2-157/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года     Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Борзенко А.Г.

с участием прокурора Порядина О.П.

представителя третьего лица Моревой А.А.,

при секретаре Улеевой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Воловой Л.М. к администрации <> и Министерству образования и науки <> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,

                         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Воловой Л.М.

с иском к администрации <> и Министерству образования и науки <> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

Свои исковые требования обосновал тем, что Волова Л.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родителя умерли. С <> она находилась под опекой Щ. , в 2009 году окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «<>».

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.

Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается <>.

Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация <> существенно нарушили конституционное право Воловой Л.М. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки <> постановки на учет Воловой Л.М. для обеспечения жилым помещением, на администрацию <> предоставить Воловой Л.М. благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Порядин О.П. исковые требования поддержал.

Истец Волова Л.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив соответствующее заявление.

Представитель ответчика администрации <> Логунов А.П. (доверенность имеется) иск не признал, сославшись на то, что не соблюден установленный порядок предоставления документов, просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <> Попова Е.С. (полномочия подтверждены доверенностью) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении иска отказать, сославшись на то, что в <> предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения регулируется ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 200 года № 12-961 и Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «О приобретении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», которыми определены условия, выполнение которых предшествует возникновению у органов исполнительной власти края обязанности по предоставлению жилого помещения указанным категориям. Министерство осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории <>, с учетом даты рождения и даты представления документов. Этими лицами предоставляются документы, указанные в пункте 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Для постановки на учет не ранее, чем за год до окончания указанными лицами общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия, в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края, должны быть представлены соответствующие документы. Обязанность Министерства по обеспечению жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных Указом Губернатора края от 4 апреля 2005 года № 25-уг.

Волова Л.М. с заявлением о постановке ее на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не обращалась. Доказательств устного обращения в Министерство не представлено. Право Воловой Л.М. на обращение с заявлением о постановке на учет сохраняется до достижения ею возраста 23 лет. Для этого ей необходимо предоставить пакет документов, предусмотренных Приложением <> к Указу Губернатора Красноярского края.

В материалах заявления отсутствуют все необходимые документы и наличии (отсутствии) жилого помещения. Справка от <> об отсутствии закрепленного имущества, сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <> устарели, необходимы указанные сведения на 2011 год. Уведомление от <> оформлено на Воловую Л.М., а исковые требования заявлены в интересах Воловой Л.М. данные

Считает, что оснований для постановки Воловой Л.М. на учет посредством судебного разбирательства не имеется, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.

С учетом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Представитель третьего лица на стороне ответчика-органа опеки и попечительства-ведущий специалист отдела социальной поддержки детства Управления образования администрации <> Морева А.А. (доверенность имеется) считает необходимым исковые требования удовлетворить, поскольку Волова Л.М. не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому имеется возможность в установленном порядке поставить истца на учет, после чего обеспечить жилым помещением.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора Порядина О.П., оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Волова Л.М. является дочерью В. и Вят. (л.д.7).

Родители истца Воловой Л.М. умерли: мать Вят. <>, отец В. <> (л.д.40).

Постановлением главы <> <> <>-п от <> над несовершеннолетней Воловой Л.М. учреждена опека, опекуном назначена Щ. (л.д.18).

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец Волова Л.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абзаца 3 статьи 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Пунктом 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 (в редакции от 9 июня 2005 года № 14-3524) «О защите прав ребенка» предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

С марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <> в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к закону Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «<>» входит в указанный перечень.

На основании статьи 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в редакции от 11 ноября 2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением главы МО <> <>-п от <> Волова Л.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как сирота (л.д. 23).

В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. Не имели в собственности жилых помещений и родители Воловой Л.М., что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации Каратузского сельсовета (л. д. 13-17).

По договору социального найма жилое помещение Воловой Л.М. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение-среднюю общеобразовательную школу (л.д.24). До настоящего времени на соответствующий учет в Министерстве образования и науки <> для обеспечения жильем не поставлена.

Изложенное, в силу требований Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», позволяет суду сделать вывод о том, что Волова Л.М. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде предоставления вне жилого помещения.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Воловой Л.М. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>» <>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора в этой части основано на законе, поэтому подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, по мнению суда, не основано на законе требование прокурора о возложении на Министерство образования и науки <> обязанности поставить Воловой Л.М. на учет в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот, нуждающегося в получении жилого помещения.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственные полномочия по приобретению жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма указанным лицам, а также предоставления таких жилых помещений в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Поскольку, в соответствии с указанными нормативными актами обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, суд полагает, что обязанность по предоставлению Воловой Л.М. жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>». В силу этого, исходя из системного толкования вышеприведенных норм в их взаимосвязи, суд полагает, что и обязанность по ведению учета таких лиц, должна быть возложена на органы местного самоуправления.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, Волова Л.М. с заявлением в Министерство образования и науки <> о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом, а также прокурором не представлено суду доказательств о том, что Волова Л.М. обращалась в Министерство с заявлением о постановке ее на учет, предоставив необходимый пакет документов и ей было отказано в этом.

Доводы прокурора о том, что возложение обязанности на Министерство образования и науки <> по ведению учета лиц данной категории в целях последующего финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.

По мнению суда, право Воловой Л.М. на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, так как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Воловой Л.М. удовлетворить частично.

Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Воловой Л.М. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий: