№ 2-119/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Борзенко А.Г.
с участием прокурора Чугунникова Е.В.
представителя ответчика Логунова А.П.
при секретаре Улеевой С.Г.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края к администрации <> на бездействие и возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района Красноярского края просит признать незаконным бездействие администрации <>. Свои требования обосновал тем, что администрация является собственником трехэтажного здания по <> <> <>, в котором расположена администрация <>.
В нарушение положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», крыльцо здания не оборудовано специальными приспособлениями-пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, к которым относятся инвалиды-колясочники. В результате чего нарушаются их права, гарантированные Конституцией РФ.
Кроме того, просил обязать администрацию <> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать вход в здание пандусом и поручнями.
В судебном заседании прокурор Чугунников Е.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика-ведущий специалист организационно-правового отдела администрации <> Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал и пояснил, что в настоящее время пандус на входе в здание администрации <> оборудован.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать суду те обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Муниципальному образованию «<>» <> на праве собственности принадлежит трехэтажное здание по <> <> <> (л.д.6).
В соответствии со ст. 26. Устава муниципального образования «<>» <>, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л.д.13-18).
Согласно акта от <> вход в здание со стороны <> осуществляется через бетонное крыльцо с четырьмя ступеньками. Крыльцо не оборудовано специальными сооружениями (пандусами) и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д.5).
Представителем ответчика представлен акт комиссии администрации <> от <>, в соответствии с которым крыльцо оборудовано пандусом в виде досчатого настила поверх ступеней, с боковыми ограничителями (л.д.20).
Таким образом, по мнению представителя, ответчиком соблюдены требования закона о принятии мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, при невозможности приспособить действующий объект социальной инфраструктуры для нужд инвалидов, и требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации <> в виде непринятия мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, расположенному в <> <> не подлежат удовлетворению.
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 72 (пункт 1.7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда.
Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя РФ 18 июля 2001 года Мз 73, они предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
В соответствии с разделом 3 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Судом установлено, что вход в здание администрации <> оборудован деревянным пандусом, однако отсутствуют поручни. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтверждено представителем ответчика.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что <>, являясь собственником здания по <> <> в <>, своим бездействием нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения, что затрудняет и делает невозможным доступ неопределенному кругу граждан с ограниченными возможностями в здание администрации, в связи с чем данное здание, находящееся в муниципальной собственности, должно быть обеспечено помимо крыльца, пандусами и поручнями.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией <> вход в здание оборудован пандусом и таким образом, обеспечен доступ инвалидов-колясочников в здание, суд находит несостоятельными, не основанными на материалах дела, из которых следует, что пандус изготовлен в виде деревянного настила, отсутствуют поручни, что фактически лишает инвалидов доступа в помещение администрации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что изготовленный пандус в виде деревянного настила, являющийся, по мнению суда, временным сооружением, не оборудованный поручнями, может обеспечить доступ инвалидов в помещение администрации.
Доказательств технической невозможности устройства пандуса и поручней в указанном здании ответчиком суду также не представлено, в связи с чем, суд признает требования прокурора относительно здания по <> <>
<> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая срок исполнения заявленных требований, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, считает разумным срок в три месяца со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и подлежат полному удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <>, выразившееся в непринятии мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к администрации <>, находящейся в здании по <> <> <>.
Обязать <> в течение 3 (трех)) месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание, расположенное по <> <> в <> специальным сооружением (пандусом) и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение администрации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Каратузский районный суд.
Председательствующий: