о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением



Дело № 2-360/2011

                                 Р Е Ш Е Н И Е

                       Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года                                     с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Логуновой В.Л.,

истца Костромина Н.А.,

представителя третьего лица Кирпичниковой Т.В.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Костромина Н.А. к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,

                         У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Костромина Н.А. с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований указал, что Костромин Н.А. относится к категории лиц из числа детей- сирот, поскольку мать Д. лишена родительских прав, а отец К. умер <> В марте 2011 г. отслужил в Вооруженных силах РФ. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.

    Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается Губернатором края.

    Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация Каратузского района существенно нарушили конституционное право Костромина Н.А. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Костромина Н.А. на учет для обеспечения его жилым помещением. Также просил возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Костромину Н.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к с. Каратузское, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    В судебном заседании истец Костромин Н.А. исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что до 2004 г. проживал со своей матерью Д. в <> в доме бабушки по линии матери. С 2004 г. передан под опеку бабушки по линии отца- Кос. и стал проживать в <>. Дом построен родителями отца. В 2006 г. бабушка умерла, и его опекуном назначен дедушка- Ко. Он при этом, продолжал проживать по <>. В 2007 г. он передан под опеку Б. , так как дедушка злоупотреблял спиртным. С 2010 г. по 2011 г. проходил службу в Вооруженных силах. По возвращению в апреле 2011 г. вновь стал проживать по <> совместно с двоюродной сестрой П. и ее детьми, а также дядей по линии отца- Кост., и проживает там по настоящее время. Дедушка Ко. умер, но его наследство никто не оформлял. При этом жилым домом, принадлежащим ФИО13, фактически пользуются он, П. , и Кост.

    Представитель ответчика Кирпичникова Т.В. (доверенность от <>) иск не признала, пояснив, что отец истца- К. умер в 2001 г., а мать Д. в 2006 г. лишена родительских прав. Костромин Н.А. с 2004 г. проживал вместе со своими дедом и бабушкой по линии отца, в <>. Дом является собственностью <> (родителей отца истца), но правоустанавливающие документы не оформлены. Находился под опекой сначала бабушки, а после ее смерти, передан под опеку деду. Поскольку дед Ко. злоупотреблял спиртным, Костромина Н.А. передали под опеку Б. После службы в армии, истец вернулся в дом по <>, где кроме него проживают П. (двоюродная сестра) с двумя детьми и Кост. (дядя). После смерти Ко. , наследство, состоящее из дома по <> никто не оформлял. При этом наследниками, которые фактически приняли наследство, являются- Костромин Н.А., П. и Кост. Все имеют равные права на дом по <>, но ввиду отсутствия денежных средств, свои права не оформили должным образом.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, в судебное заседание не явился, обратившись с письменными заявлениями о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки Красноярского края.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Логуновой В.Л., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении иска, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.

Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Таким образом, из анализа вышеприведенных положений действующей законодательства, следует, что вне очереди жилые помещения могут быть предоставлены детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа только в том случае, если они не имеют в собственности либо в ином законном владении и пользовании жилого помещения.

Из материалов дела видно и судом установлено, что Костромин Н.А., <> года рождения, является сыном К. и Д. .

<> К. умер, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным <> Каратузским территориальным отделом управления ЗАГС администрации Красноярского края. (л.д. 15)

Д. лишена родительских прав в отношении своих детей, включая и истца, решением Курагинского районного суда <> от <> (л.д. 11-12).

    Принимая во внимание, что отец истца умер, а мать лишена родительских прав,, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

    В период с апреля 2010 года по апрель 2011 года проходил срочную военную службу в вооруженных силах РФ.

    С 2004 г., то есть с момента учреждения опеки, истец проживал в доме по <> в <> края, принадлежащем Кос. ( умершей <>) и Ко.

    По данным похозяйственного учета администрации Каратузского сельсовета в указанном выше доме значатся проживающими и зарегистрированными по месту жительства Ко. , Кост. и Костромин Н.А.

    Собственник дома Ко. умер, в связи с чем, данный дом составляет наследственное имущество.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

    В силу ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

    При этом, согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.

    Из объяснений истца, а также материалов дела, следует, что после смерти Ко. , в его доме по <> в <> остались проживать и проживают до настоящего времени сын наследодателя Кост., а также внуки- истец (Костромин Н.А.) и П.

    Таким образом, указанные лица совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии ими наследства после смерти Ко. , в связи с чем являются лицами, фактическим принявшими наследство.

    В настоящее время истец, являясь наследником, фактическим принявшим наследство своего деда, не лишен возможности в установленном порядке получить свидетельство о праве на наследство на свою долю наследственного имущества (1/3) и зарегистрировать право собственности.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец не может быть признан нуждающимся в обеспечении его жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Указом Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Прокурору Каратузского района в удовлетворении исковых требований в интересах Костромина Н.А. к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения, отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <>вой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий