Дело № 2-469/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2011 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием прокурора Каратузского района Свирко В.М.,
истца Лукьянова С.В.,
представителя ответчика Логунова А.П.,
представителя третьего лица Моревой А.А.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Лукьянова С.В. к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Лукьянова С.В. с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Лукьянов С.В. относится к категории лиц из числа детей- сирот, поскольку отца у него нет, а мать умерла <> В июне 2003 г. окончил обучение в Моторской СОШ, а <> КГОБУ НПО ПУ-82 в <>. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.
Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается Губернатором края.
Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация Каратузского района существенно нарушили конституционное право Лукьянова С.В. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Лукьянова С.В. на учет для обеспечения ее жилым помещением. Также просил возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Лукьянову С.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор Свирко В.М. исковые требования уточнил и просил возложить на администрацию Каратузского района обязанность обеспечить Лукьянова С.В. жилым помещением, отказавшись, при этом от требований, предъявленных к Министерству образования и науки Красноярского края.
Истец Лукьянов С.В. иск прокурора поддержал, пояснив, что его мать Л. умерла в 2006 г., отца нет. В 1996 г. он передана под опеку своей бабушке Лу. , по причине заболевания матери. До 1996 г. проживали вместе с бабушкой в <>. С 1996 г. стали жить в <>. Данный дом также принадлежит бабушке. До 2003 года обучался в Моторской средней школе, а после окончания школы поступил в Каратузское ПУ-82, которое закончил в 2004 году. Жилье до настоящего времени не предоставлено. При жизни мать не имела в собственности жилья. Он также жилья не имеет, в приватизации не участвовал, по договору социального найма жилье не предоставлялось. В настоящее время проживает в доме бабушки в <>. Просил удовлетворить иск прокурора.
Представитель администрации Каратузского района Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал, пояснив, что администрация может выполнить обязанность по предоставлению истцу жилья только в случае соответствующего финансирования на эти цели из бюджета Красноярского края.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, в судебное заседание не явился, обратившись с письменными заявлениями о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки Красноярского края.
Представитель третьего лица-органа опеки и попечительства Морева А.А. также поддержала исковые требования прокурора.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.
Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.
В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Лукьянов С.В., <> года рождения, является сыном Л. . Сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери ребенка.
Постановлением главы администрации города Абакана республики Хакасия от <> № п 3 над Лукьяновым С.В. учреждена опека и опекуном назначена Лу. . Основанием для передачи истца под опеку явилось заболевание матери, требующее длительного стационарного лечения, в силу чего мать не могла осуществлять свои родительские обязанности по отношению к ребенку.
<> Л. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным отделом комитета ЗАГС при Правительстве <> <>
Принимая во внимание, что единственный родитель истца умер, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
За Лукьяновым С.В. жилое помещение не закреплено, поскольку постановление администрации Моторского сельсовета от <> № П-3 «О закреплении жилья за несовершеннолетними Лук., Лукьяновым С.В.» признано утратившим силу постановлением главы сельсовета от <> <>-п.
Кроме того, само закрепление жилья за несовершеннолетним не может являться законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Поскольку закрепление права пользования жилым помещением является распорядительным действием органа местного самоуправления относительно жилого помещения, в связи с чем, возможны только в отношении принадлежащего на праве собственности или ином законном владении, имущества.
Между тем судом установлено, жилое помещении, право пользования которым закреплено на основании постановления администрации сельсовета в 2002 г., не являлось муниципальной собственностью, а принадлежало бабушке истца- Лу.
В силу того, что администрация Моторского сельсовета не является собственником жилого помещения, расположенного в <>, то в силу ст. 288 ГК РФ, не обладает правом на осуществление полномочий, предоставленных собственнику имущества, в том числе и по закреплению права пользования жилищем за несовершеннолетним.
В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Также не имела в собственности жилых помещений и мать истца Л. , что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации г. Абакана.
По договору социального найма жилое помещение Лукьянову С.В. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончил учебное заведение- КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 82» по очной форме обучения, о чем имеется соответствующий диплом.
С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Лукьянов С.В. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению жилым помещением Лукьянова С.В. подлежит возложению на администрацию Каратузского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Лукьянову С.В.,26 декабря 1985 года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к с. Каратузское Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий