№ 2-345/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2011 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.
с участием прокурора Порядина О.П.
представителя ответчика Шартон Л.А.
представителя третьего лица Иванова В.В.
при секретаре Улеевой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование иска сослался на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства по соблюдению норм пожарной безопасности, а также исполнению полномочий в сфере гражданской обороны, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения действующего законодательства. До настоящего времени электрические сети проложены двухжильным алюминиевым проводом, отсутствует технический отчет замеров силового сопротивления изоляции электросетей. У гидрантов и водоёмов (источникам воды), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильников или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до источников воды. Не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны. Не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Не осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не обеспечивается своевременное оповещение и информирование населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Не созданы резервы материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, не определены объем и номенклатура, порядок хранения и ответственные лица.
Бездействие администрации Сагайского сельсовета создает угрозу безопасного проживания и нахождения граждан на территории поселения, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и иных тяжких последствий.
Поэтому прокурор просит признать бездействие ответчика незаконным и возложить на него обязанность принять меры по устранению нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании прокурор Порядин О.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края-глава администрации Шартон Л.А. иск признала и пояснила, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций устранены частично, полное устранение нарушений невозможно в связи с отсутствием материальных средств.
Представитель третьего лица-Главный государственный инспектор Каратузского района Красноярского края по пожарному надзору Иванов В.В. считает, что иск подлежит частичному удовлетворению и пояснил, что выявленные нарушения в настоящее время частично устранены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на территории Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края выявлены нарушения действующего законодательства. В том числе, электрические сети проложены двухжильным алюминиевым проводом. Отсутствует технический отчет замеров силового сопротивления изоляции электросетей. У гидрантов и водоёмов (источников воды), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильников или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до источников воды. Не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Не осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не обеспечивается своевременное оповещение и информирование населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, не созданы резервы материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, не определены объем и номенклатура, порядок хранения и ответственные лица.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, возложены на органы местного самоуправления поселений и городских округов.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по проведению мероприятий по гражданской обороне, разрабатывая и реализуя планы гражданской обороны и защиты населения; подготовки и обучения населения в области гражданской обороны; поддерживают в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специальных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.8, 9, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности ситуаций в границах поселений, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесены к вопросам местного значения поселения.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению указанных мероприятий в с. Сагайское Каратузского района Красноярского края возлагается на Муниципальное образование Сагайский сельсовет Каратузского района Красноярского края.
Судом установлено, что ответчик администрация Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края как лицо, отвечающее за участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязана в соответствии с законом осуществлять эти мероприятия, однако не делала этого.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, судом установлено, что к моменту вынесения судебного решения выявленные в ходе проверки недостатки частично были устранены.
Однако до настоящего времени в здании администрации не заменена двухжильная алюминиевая проводка, отсутствует технический отчет замеров силового сопротивления изоляции электросетей. Не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что в судебном заседании подтверждено представителем третьего лица, представившим соответствующий акт (л.д.26-27).
Поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Каратузского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края, выразившееся в несоблюдении норм пожарной безопасности, невыполнении полномочий в сфере гражданской обороны и необеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию Сагайского сельсовета Каратузского района Красноярского края в срок до 30 декабря 2011 года заменить двухжильную алюминиевую проводку в здании администрации. Организовать отчет замеров силового сопротивления изоляции электросетей. Создать и обеспечить содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных, ситуаций в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Каратузский районный суд.
Председательствующий: