о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности



№ 2-344/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.

с участием прокурора Порядина О.П.

представителя ответчика Власова И.П.

представителя третьего лица Иванова В.В.

при секретаре Улеевой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование иска сослался на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства по соблюдению норм пожарной безопасности, а также исполнению полномочий в сфере гражданской обороны, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения действующего законодательства. До настоящего времени электрические сети в помещении администрации проложены двужильным алюминиевым проводом, отсутствует укомплектованный немеханизированным пожарным инструментом пожарный щит, отсутствует договор на обслуживание АУПС и СО при пожаре. Не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны. Не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Не осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Не осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Не созданы резервы материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, не определены объем и номенклатура, порядок хранения и ответственные лица.

Бездействие администрации Нижнекурятского сельсовета создает угрозу безопасного проживания и нахождения граждан на территории поселения, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и иных тяжких последствий.

Поэтому прокурор просит признать бездействие ответчика незаконным и возложить на него обязанность принять меры по устранению нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании прокурор Порядин О.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края-глава администрации Власов И.П. иск признал и пояснил, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций устранены частично, кроме замены проводки, которая не произведена в связи с отсутствием денежных средств.

Представитель третьего лица-Главный государственный инспектор Каратузского района Красноярского края по пожарному надзору Иванов В.В. считает, что иск подлежит частичному удовлетворению и пояснил, что выявленные нарушения в настоящее время частично устранены.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на территории Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края выявлены нарушения действующего законодательства. В том числе, электрические сети в помещении администрации проложены двужильным алюминиевым проводом. Отсутствует укомплектованный немеханизированным пожарным инструментом пожарный щит, договор на обслуживание АУПС и СОУЭ при пожаре. Не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Не осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не обеспечивается своевременное оповещение и информирование населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Не созданы резервы материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, не определены объем и номенклатура, порядок хранения и ответственные лица.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, возложены на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по проведению мероприятий по гражданской обороне, разрабатывая и реализуя планы гражданской обороны и защиты населения; подготовки и обучения населения в области гражданской обороны; поддерживают в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специальных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.8, 9, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности ситуаций в границах поселений, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесены к вопросам местного значения поселения.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению указанных мероприятий в с. Нижние Куряты Каратузского района Красноярского края возлагается на Муниципальное образование Нижнекурятский сельсовет Каратузского района Красноярского края.

Судом установлено, что ответчик администрация Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края как лицо, отвечающее за участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязана в соответствии с законом осуществлять эти мероприятия, однако не делала этого.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду каких-либо доказательств устранения выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, судом установлено, что к моменту вынесения судебного решения выявленные в ходе проверки недостатки были устранены, что в судебном заседании подтверждено представителем третьего лица, представившим соответствующий акт (л.д.27).

Поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Каратузского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края, выразившееся в несоблюдении норм пожарной безопасности, невыполнении полномочий в сфере гражданской обороны и необеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязать администрацию Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края в срок до 30 декабря 2011 года заменить алюминиевую двухжильную проводку в помещении администрации Нижнекурятского сельсовета Каратузского района Красноярского края, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Каратузский районный суд.

Председательствующий: