Дело № 2-435/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2011 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием заместителя прокурора Порядина О.П.,
истца Кучевой А.Н.,
законного представителя истца Зуевой А. А.,
представителя ответчика Логунова А.П.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Кучевой А.Н. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Кучевой А.Н. с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Каратузского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Кучева А.Н., 1994 года рождения, относится к категории лиц из числа детей- сирот, поскольку ее родители лишены родительских прав. С 01.09.2010 г. Кучева А.Н. обучается в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 76» в с. Краснотуранск Красноярского края. Срок обучения до 30 июня 2011 года.. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.
Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается Губернатором края.
Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация Каратузского района существенно нарушили конституционное право Кучевой А.Н. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Кучеву А.Н.. на учет для обеспечения ее жилым помещением и выделить денежные средства в бюджет муниципального образования Каратузский район для приобретения жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Порядин О.П. исковые требования уточнил и просил возложить на администрацию Каратузского района обязанность обеспечить Кучеву А.Н. жилым помещением, отказавшись, при этом от требований, предъявленных к Министерству образования и науки Красноярского края.
Истец Кучева А.Н. иск прокурора поддержала, пояснив, что ее родители лишены родительских прав на основании решения суда. Она проживала в социальном приюте, затем в 2010 г. поступила в Краснотуранское профессиональное училище № 76, которое закончила 30.06.2011 г. В настоящее время проживает в Центре социальной помощи семье и детям, а с сентября текущего года вновь будет учиться в училище № 76. Насколько ей известно жилья за ней не закреплялось.
Законный представитель несовершеннолетней Кучевой А.Н., представитель муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» администрации Каратузского района иск прокурора также поддержала, пояснив, что ранее родители Кучевой А.Н. вместе с детьми проживали в с. Лебедевка Каратузского района. Дом частный, но правоустанавливающих документов нет. Данный дом сгорел, в связи с чем родители вместе с детьми переехали в с. Моторское Каратузское района и поселились в доме, принадлежащем деду истца. За Кучевой А.Н. жилье не закреплено, поскольку закреплять нечего. В 2004 г. родители Кучевой А.Н. лишены родительских прав, и девочка помещена в приют. В июне 2011 г. окончила Краснотуранское профессиональное училище. Во время обучения проживала в общежитии училища и находилась на полном гособеспечении. В настоящее время вновь сданы документы для поступления в данное училище. В сентябре истец приступит к обучению.
Представитель администрации Каратузского района Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью) иск признал, пояснив, что администрация может выполнить обязанность по предоставлению истцу жилья только в случае соответствующего финансирования на эти цели из бюджета Красноярского края.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, в судебное заседание не явился, обратившись с письменными заявлениями о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки Красноярского края.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.
Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.
В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Кучева А.Н. <> года рождения, является дочерью К. и Ку. .
Решением Каратузского районного суда от <> К. и Ку. лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе и в отношении Кучевой А.Н. Дети определены в государственное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание, что родители Кучевой А.Н. лишены родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
За Кучевой А.Н. жилое помещение не закреплено. В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Также не имеют в собственности жилых помещений и родители истца, что также подтверждено аналогичной информацией.
По договору социального найма жилое помещение Кучевой А.Н. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение- КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 76» по очной форме обучения, о чем имеется соответствующая информация руководства училища. В настоящее время проживает в МУ «Центр социальной помощи семье и детям» администрации Каратузского района.
С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Кучева А.Н. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению, а обязанность по обеспечению жилым помещением Кучеву А.Н. подлежит возложению на администрацию Каратузского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Кучевой А.Н., <> года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к с. Каратузское Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий