о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением



№ 2-523/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2011 года     Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Борзенко А.Г.

с участием прокурора Герасимова Д.А.

представителя ответчика Логунова А.П.

при секретаре Улеевой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Горбуновой А.А. к администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

                         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Горбовой А.А.

с иском к администрации <> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

Свои исковые требования обосновал тем, что Горбова А.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав судебным решением от <>, отец записан со слов матери. С <> находилась на попечении Ш. в июне 2011 года окончила обучение в КГБОУ НПО ПУ № 33 г. Красноярска.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.

Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается Губернатором края.

Поскольку администрация <> существенно нарушила конституционное право Горбовой А.А. на жилище, просил возложить обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Герасимов Д.А. исковые требования поддержал.

Истец Горбова А.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив соответствующее заявление.

Представитель ответчика администрации <> Логунов А.П. (доверенность имеется) иск не признал, сославшись на то, что не соблюден установленный порядок предоставления документов. Кроме того, в администрации района отсутствуют финансовые средства на приобретение жилья для предоставления Горбовой А.А. Считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Герасимова Д.А., полагавшего необходимым удовлетворить иск, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Горбова А.А. <> года рождения является дочерью Г. , отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери (л.д.9).

Судебным решением от 14 сентября 2004 года Г. лишена родительских прав в отношении дочери Горбовой Анны (л.д.10-11). Постановлением администрации <> от <> учреждена опека над Горбовой А. А. (л.д.8). В соответствии с постановлением администрации <> от <> попечителем Горбовой А.А. назначен Ш. (л.д.7).

Изложенное в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», позволяет суду сделать вывод о том, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 5 марта 2010 года) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что за Горбовой А.А. жилое помещение не закреплено, что подтверждается сведениями администрации <> сельсовета Каратузского района Красноярского края (л.д.14). Согласно данным Федеральной регистрационной службы истец, а также Г. в собственности жилья также не имеют (л.д.15-16).

По договору социального найма жилое помещение Горбовой А.А. не предоставлялось.

Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году окончил учебное заведение-КГБОУ НПО ПУ № 33 г. Красноярска по очной форме обучения (л. д. 12), получив соответствующий диплом.

Вопрос о постановке Горбовой А.А. в очередь лиц, нуждающихся в получении жилого помещения решен не был, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика. Таким образом, фактически она была лишена конституционного права на жилище.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Горбовой А.А. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>» Красноярского края.

Доводы представителя ответчика администрации <> о том, что Горбовой А.А. не был предоставлен весь необходимый пакет документов, предусмотренных п. 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг, а также о том, что обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных приведенным выше Указом Губернатора Красноярского края, что возложение судом обязанности предоставить Горбовой А.А. жилое помещение повлечет нарушение прав других лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а также об отсутствии Финансирования на приобретение жилья, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что Горбова А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, обладает правом внеочередного получения жилого помещения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Горбова А.А. была обеспечена жилым помещением.

По мнению суда, право Горбовой А.А. на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для нее жилого помещения, так как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора основано на законе, поэтому подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Горбуновой А.А. удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Горбуновой А.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к с. Каратузское Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий: