Дело№ 2-528/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2011 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием истца Лабутина Ю.С.,
представителя истца Лыскова А.С.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабутина Ю.С. к Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Лабутин Ю.С. обратился в суд с иском к Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. Требования мотивировал тем, что <> мировым судьей судебного участка <> в <> признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 73 УК РФ, уголовное наказание назначено условно.
Постановлением Каратузского районного суда указанный приговор оставлен без изменения, а его апелляционная жалоба- без удовлетворения.
Кассационным определением <>вого суда от <>, постановление Каратузского районного суда и приговор мирового судьи отменены, а уголовное дело возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В дальнейшем уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, а также ему направлено извещение о праве на реабилитацию.
В связи с длительным уголовным преследованием, испытывал нравственные переживания, денежную компенсацию морального вреда оценивает в 50000 рублей, которые просит взыскать с Министерства финансов РФ.
В судебном заседании истец Лабутин Ю.С., поддержав заявленные исковые требования, пояснил, что дознавателем отдела судебных приставов по <> в 2010 г. возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты алиментов на содержание малолетней Л. . Однако он не является отцом ребенка, а вписан отцом потому, что не расторгнут брак с матерью девочки. Вину в совершении преступления он признал и заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Мировым судьей был осужден за данное преступление к исправительным работам. В ходе рассмотрения уголовного дела мировым судьей, обратился в районный суд с иском об оспаривании отцовства. Иск удовлетворен в декабре 2010 г. из актовой записи о рождении ребенка исключена запись о нем как об отце. После отмены судебных постановлений <>вым судом, уголовное дело возвращено, а вдальнейшем прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. В ходе следствия и судебного рассмотрения дела неоднократно вызывался для допросов, в связи с чем испытывал переживания относительно возможного осуждения. Просит взыскать в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей и понесенные им по делу судебных расходы, связанные с оплатой услуг по составлению искового заявления.
Представитель истца Лысков А.С., также поддержав исковые требования, подтвердил вышеизложенное.
Представитель ответчика- Министерства Финансов Российской Федерации Мизгерт Я.В. ( доверенность от <>) в судебном заседании отсутствует, обратившись с письменным ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях просила отказать в удовлетворении иска.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по <>.
Представитель третьего лица Белоногова Н.М. (доверенность от <>) также обратилась с письменным ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив также письменный отзыв на исковые требования, в котором просила отказать истцу в удовлетворении его требований.
С учетом изложенного и принимая во внимание мнение истца и его представителя, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела <> по обвинению Лабутина Ю.С., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 150 ГК Российской Федерации честь и доброе имя, достоинство, деловая репутация, здоровье относятся к личным неимущественным правам и нематериальным благам, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации.
Судом установлено, что <> дознавателем отдела судебных приставов по <> возбуждено уголовное дело в отношении Лабутина Ю.С., по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Поводом и основанием для возбуждения данного уголовного дела послужило злостное (после неоднократных предупреждений об уголовной ответственности) уклонение от уплаты алиментов на содержание малолетней Л., 2006 года рождения, взысканных решением Каратузского районного суда от 16.07.2009 г.. Размер задолженности на дату возбуждения уголовного дела составил 71687 руб.
В ходе производства предварительного следствия мера пресечения в отношении Лабутина Ю.С. не избиралась, вместе с тем <> от подозреваемого отобрано обязательство о явке. Таким образом, к Лабутину Ю.С. применялась мера процессуального принуждения, предусмотренная ст. 112 УПК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка № 42 в Каратузском районе от 22 декабря 2010 года Лабутин Ю.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 73 УК РФ, наказание назначено условно, с испытательным сроком в 6 месяцев.
Данный приговор оставлен без изменения постановлением Каратузского районного суда от 10 марта 2011 года.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 03 мая 2011 года приговор и постановление первой и апелляционной инстанции отменены, а уголовное дело возвращено прокурору в соответствии со ст. 237 УПК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения.
<> уголовное дело в отношении Лабутина Ю.С. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
В качестве основания к прекращению уголовного дела явилось вступившее в законную силу решение Каратузского районного суда от 27 декабря 2010 года, которым на органы ЗАГС возложена обязанность исключить из актовой записи о рождении Л., сведения о Лабутине Ю.С. как об отце ребенка.
Таким образом, суд установил, что Лабутин Ю.С. не является отцом ребенка, и, соответственно на него не может быть возложена обязанность по содержанию этого ребенка, включая и выплату алиментов.
При таких обстоятельствах прекращение уголовного преследования истца является законным и обоснованным. Период, в течение которого, истец необоснованно подвергался уголовному преследованию составляет с <> до <>
Главой 18 и статьей 135 УПК Российской Федерации предусмотрено право на реабилитацию, которое включает в себя, в том числе право на устранение последствий морального вреда.
Частью второй статьи 136 УПК Российской Федерации регламентировано, что иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, требования истца о компенсации морального вреда, заявленные в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 1070 ГК Российской Федерации), являются основанными на законе.
Факт причинения истцу морального вреда (то есть нравственных страданий) в результате незаконного уголовного преследования, нашел свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Привлечение истца к уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного дела, совершение процессуальных действий в отношении истца в ходе производства по уголовному делу, избрание в отношении истца меры процессуального принуждения, рассмотрение уголовного дела в суде, по мнению суда, нарушило личные неимущественные права Лабутина Ю.С., принадлежащие ему от рождения: достоинство личности, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступления, которых он не совершал, честное и доброе имя, деловую репутацию.
Нарушение данных неимущественных прав причинило истцу нравственные страдания, поскольку он не мог не переживать и не испытывать чувство унижения и стыда по поводу того, что подвергался уголовному преследованию и претерпевал в связи с этим вышеуказанные лишения.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства, при которых истцу причинены нравственные страдания. В частности, суд принимает во внимание, что истец в период уголовного преследования, не был ограничен в передвижении, то есть ему не избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде, либо заключения под стражу, не утратил место работы, общение с семьей.
С учетом изложенного, а также руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лабутина Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5 тысяч рублей, в остальной части заявленные исковые требования надлежит оставить без удовлетворения.
Также, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца подлежат взысканию и судебные издержки, состоящие из оплаты услуг по составлению искового заявления, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истцом произведены расходы на оплату данного вида услуг в размере 2000 рублей, то с учетом удовлетворенной части требований, возмещению подлежит 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лабутина Ю.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лабутина Ю.С. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, а также в возмещение судебных расходов в сумме 200 (двести) рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий