о восстановлении в очереди на получение единовременной выплаты на приобретение жилья



Дело № 2-587/2011

                           Р Е Ш Е Н И Е

                     Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года                                с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием истца Ашмариной А.Р.,

представителя истца Дресвянского С.В.,

представителя ответчика Яковлевой А.М.,

представителя третьего лица Логунова А.П.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашмариной А.Р. к администрации <> сельсовета о восстановлении в очереди на получение единовременной выплаты на приобретение жилья,

                     У С Т А Н О В И Л:

    Ашмарина А.Р. обратилась в суд с иском к администрации <> сельсовета, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии администрации <> сельсовета поставлена на учет для решения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с законом <> «О порядке обеспечения жильем в <> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании письма Министерства социальной политики края от <>, она исключена из списка, поскольку якобы намеренно ухудшила свои жилищные условия. Просит признать незаконным действия администрации <> сельсовета, исключившей ее из числа очередников на получение денежной выплаты для приобретения жилья, и обязать восстановить в данной очереди.

    В судебном заседании истец Ашмарина А.Р., поддержав исковые требования, пояснила, что является вдовой участника Великой Отечественной войны А. . На протяжении пятидесяти лет постоянно проживает по адресу <>, в квартире предоставленной супругу, а впоследующем приватизированной. В конце 2010 г. ее пригласили в администрацию <> сельсовета и сообщили, что она как вдова участника ВОВ имеет право на получение единовременной выплаты для приобретения благоустроенного жилья, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением. Комиссия обследовала ее квартиру и пришла к выводу о непригодности помещения для проживания. На основании ее заявления и заключения комиссии, она поставлена на очередь для обеспечения жильем, о чем получила письменное уведомление из администрации сельсовета. В 2011 г. получила новое уведомление об исключении из очереди, хотя за это время ее жилищные условия не изменились. В качестве основания для исключения из очереди указано письмо Министерства социальной политики <>, согласно которому она якобы намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данное утверждение не соответствует действительности. В 2005 г. она по просьбе своего сына и за его счет приобрела нежилое здание бывшей вечерней школы, расположенной в <>. Данное здание сын переустроил под жилой дом. Поскольку в 2005 г. сын проживал в <>, то оформлением всех документов, связанных с покупкой здания и разрешением на переустройство, занималась она. В 2008 г. составили договор купли- продажи, по которому она якобы продала этот дом семье сына. Хотя фактически она никакого отношения к данному дому не имела, и никогда в доме по <> не проживала, а просто помогла семье сына с оформлением документов. Просила удовлетворить иск и восстановить ее в очереди для получения денежной выплаты на приобретение жилья как вдове участника ВОВ.

    Представитель истца Дресвянский С.В. также поддержал иск и подтвердил вышеизложенное. Просил признать незаконным действие администрации Каратузского сельсовета по исключению Ашмариной А.Р. из списка лиц, которым в силу действующего законодательства полагается единовременная выплата на приобретение жилья, а также возложить обязанность восстановить истца в указанной очереди.

    Представитель ответчика – администрации <> сельсовета Яковлева А.М. (полномочия подтверждены доверенностью от 11.01.2011 года) иск не признала, сообщив, что действительно по данным похозяйственного учета Ашмарина А.Р. значится постоянно проживающей по адресу <> Места жительства не меняла. В соответствии с законом <> участники, а также вдовы участников ВОВ имеют право на получение единовременной выплаты для приобретения жилья. Необходимым условием для получения данной выплаты является нуждаемость в улучшении жилищных условий, для чего необходимо состоять в соответствующей очереди, имеющейся в администрации сельсовета. В конце 2010 г. обратилась Ашмарина А.Р. с заявлением о постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего получения выплаты. Межведомственная комиссия обследовала жилищные условия истицы, и пришла к выводу о непригодности для проживания квартиры, в которой она проживает. По этому основанию Ашмарина А.Р. на основании распоряжения главы сельсовета, поставлена в очередь. Поскольку выделением денежных средств занимается Министерство социальной политики <>, то администрация сельсовета сформировала пакет документов, подтверждающих право Ашмариной А.Р. на предоставление денежной выплаты, и направила данный пакет в администрацию <>. Районная администрация, в свою очередь, документы направила в Министерство. В текущем году из Министерства возвращены личные дела граждан, в том числе и Ашмариной А.Р., с просьбой разъяснить отсутствие у них права на выплату. У Ашмариной А.Р. право отсутствует в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, поскольку она приобретала в собственность помещение площадью 120 кв.м., которое было переустроено в жилое, а затем в 2008 г. продала данное помещение своему сыну. По указанному основанию Ашмарина А.Р. снята с учета, о чем письменно уведомлена. Просила отказать в удовлетворении иска.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация <> и Министерство социальной политики <>.

    Представитель третьего лица- администрации <> Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью от 31 марта 2011 года) иск не признал, пояснив, что администрация <> формирует списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Списки формируются на основании учетных дел на каждого претендента, предоставляемых сельскими администрациями. Списки вместе с учетными делами направляются в Министерство социальной политики <>. Вопрос о выделении денежных средств конкретному гражданину решается Министерством. В отношении Ашмариной А.Р. указанным образом сформировано учетное дело и направлено в Министерство. В 2011 г. документы в отношении Ашмариной возвращены, с указанием, что истец не имеет право на получение денежной выплаты, поскольку добровольно ухудшила свои жилищные условия, продав свой дом по <> в <> своему сыну. Копия договора купли- продажи жилого дома прилагалась. Данное решение администрация района довела до сведения сельской администрации, которой впоследствии принято решение об исключении Ашмариной А.Р. из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Представитель третьего лица- Министерства социальной политики <> в судебное заседание не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представив письменные возражения относительно исковых требований.

    Поскольку представитель Министерства социальной политики надлежаще извещен о дате слушания дела, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а стороны не настаивают на участии в деле представителя, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики <>.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки, установленной для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, является обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <>, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после <>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ, случаев. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

На территории <> таким законом является закон Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

В соответствии со ст. 3 данного Закона, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана, в порядке, установленном Законом края от 23.05.2006 г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

    В силу ст. 4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

    Согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона, действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников великой Отечественной войны.

    Ашмарина А.Р. 1921 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны А. , умершего <> ( л.д. 27-30)

    Постановлением главы <> сельсовета от <> <>-п принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника ВОВ, и ей присвоен номер по списку-41. О принятом решении Ашмарина А.Р. уведомлена письменно, информацией от <> за исх. <> (л.д. 44-45)

    В качестве основания для постановки на учет администрацией сельсовета указано, помимо соответствующего статуса вдовы участника ВОВ, также проживание Ашмариной А.Р. в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    Принятию на учет истцы предшествовало обследование ее жилищных условий. Из акта материально- бытового обследования от <> следует, Ашмарина А.Р. проживает одна в неблагоустроенной квартире, расположенной по адресу <> края. <>,5 кв.м., в том числе жилая- 29,9 кв.м. Дом ветхий, для дальнейшего проживания не пригоден. С учетом обследования, комиссия пришла к заключению о необходимости ходатайствовать перед жилищной комиссией о постановке Ашмариной А.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. (л.д. 43)

Согласно заключению межведомственной комиссии от <> <>, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истице и расположенное в <>, является ветхим, поскольку имеет степень износа более 70% и для проживания не пригодно. (л.д. 41-42)

Таким образом, нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий подтверждена документально, в связи с чем она обоснованно и на законных основаниях принята на учет администрацией Каратузского сельсовета.

<> постановлением главы <> сельсовета за <>-п Ашмарина А.Р. снята с учета на основании ст. 53 Жилищного кодекса и п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

В соответствии с п. 3 ст. <> «О порядке обеспечения жильем в <> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <> N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как следует из материалов дела, Ашмарина А.Р. с 1978 года значится проживающей в <>2 и своего места жительства не меняла, что подтверждается сведениями из похозяйственного учета администрации Каратузского сельсовета.

<> между Ашмариной А.Р. и муниципальным образованием <> заключен договор купли- продажи нежилого здания. В соответствии с данным договором Ашмарина А.Р. приобрела в собственность нежилое здание площадью 103,1 кв.м., расположенное по адресу <> (л.д. 58)

<> Ашмариной А.Р. выдано разрешение на реконструкцию указанного нежилого помещения, а <> выдано уведомление о переводе нежилого помещения в жилое. (л.д. 57,62).

<> между Ашмариной А.Р., с одной стороны, и Аш., А. - с другой стороны, заключен договор купли- продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <>. (л.д. 61)

Данные действия истца расценены ответчиком как намеренное ухудшение своих жилищных условий, с целью получения социальной поддержки государства в виде улучшения жилищных условий.

Между тем суд не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Из объяснения Ашмариной А.Р. следует, что она оказала помощь семье своего сына Аш., имевшей намерения выехать из <> на постоянное место жительства в <>. Помощь заключалась в том, что она, проживая в <>, от своего имени заключила сделку купли- продажи нежилого здания по адресу <>, а также получила разрешение на реконструкцию этого здания и перевод из нежилого в жилое помещение. Фактически денежные средства для приобретения здания предоставлены ей Аш. Также Аш. и его семья осуществляли реконструкцию помещения, по завершению которой вселились в жилой дом и зарегистрировались по месту жительства.

Данные объяснения полностью подтверждаются материалами дела, а именно сведениями администрации сельсовета о том, что Ашмарина А.Р., начиная с 1978 г. постоянно проживает в квартире, расположенной в <>. В доме по <> она никогда не проживала, в связи с чем своих жилищных условий не улучшала.

С заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий истица обратилась в ноябре 2010 года, тогда как сделка купли- продажи жилого дома по <>, совершена в январе 2008 г., то есть по истечении значительного периода времени.

Кроме того, до обращения Ашмариной А.Р. к ответчику с заявлением о постановке на учет (ноябрь 2010 г.), жилищные условия были обследованы комиссией в октябре 2010 г., и именно данная комиссия пришла к заключению о необходимости ходатайствовать перед жилищной комиссией о постановке Ашмариной А.Р. на учет для улучшения жилищных условий.

Таким образом инициатива обращения по поводу улучшения жилищных условий изначально исходила не от истца, что и подтверждено в судебном заседании представителем ответчика- администрации <> сельсовета.

С учетом изложенного, суд находит недоказанным ответчиком факт совершения истцом умышленных действий с целью получения социальной поддержки со стороны государства в виде улучшения жилищных условий.

Предположения ответчика о подобных намерениях истца, по мнению суда, не могут служить достаточным основанием для ее исключения из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца о восстановлении ее нарушенных прав законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

Иск Ашмариной А.Р. удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации <> сельсовета, выразившиеся в снятии Ашмариной А.Р., 1921 года рождения с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию <> сельсовета восстановить Ашмарину А.Р. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий