о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



№ 2-519/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011 года     Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Борзенко А.Г.,

с участием прокурора Порядина О.П.,

истицы Прокаевой Л.М.,

представителя ответчика Логунова А.П.,

при секретаре Улеевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Прокаевой Л.М. к администрации <> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Прокаевой Л.М. с иском к администрации <> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. Свои исковые требования обосновал тем, что Прокаева Л.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец неизвестен и записан в свидетельстве о рождении со слов покойном матери. С <> она находилась под опекой Ю., <> окончила Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище <>». В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края. Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается Губернатором края.

Поскольку администрация <> существенно нарушила конституционное право Прокаевой Л.М. на жилище, просил возложить обязанность на администрацию <> предоставить Прокаевой Л.М. благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в <>, площадью не ниже установленных социальных норм применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Порядин О.П. исковые требования поддержал.

Истец Прокаева Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, иск просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации <> Логунов А.П. (доверенность имеется) иск не признал, и пояснил, что в <> предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения регулируется ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 200 года № 12-961 и Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «О приобретении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», которыми определены условия, выполнение которых предшествует возникновению у органов исполнительной власти края обязанности по предоставлению жилого помещения указанным категориям. Министерство осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Этими лицами предоставляются документы, указанные в пункте 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Для постановки на учет не ранее, чем за год до окончания указанными лицами общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия, в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края, должны быть представлены соответствующие документы. Обязанность Министерства по обеспечению жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных Указом Губернатора края от 4 апреля 2005 года № 25-уг. У администрации <> отсутствуют средства на приобретение жилья для указанной категории граждан. Истицей не соблюден установленный порядок предоставления документов, просил в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение истицы Прокаевой Л.М., представителя ответчика Логунова А.П., мнение прокурора Порядина О.П., оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица Прокаева Л.М. является дочерью П., умершей <>, что подтверждается свидетельством о смерти выданным <>, актовая запись о смерти <> (л.д.11)

Отец истицы неизвестен, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления умершей матери Прокаевой Л.М., что подтверждается справкой о рождении выданной <> <> формы <> (л.д.9)

Постановлением главы <> <>-п от <> над несовершеннолетней Прокаевой Л.М. учреждена опека, опекуном назначена Ю.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец Прокаева Л.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абзаца 3 статьи 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Пунктом 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 (в редакции от 9 июня 2005 года № 14-3524) «О защите прав ребенка» предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

С марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к закону Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225. Муниципальное образование «<>» входит в указанный перечень.

На основании статьи 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в редакции от 11 ноября 2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.

Судом установлено, истица в собственности жилья не имеет, по договору социального найма жилого помещения истице жилья также не предоставлялось, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. Не имела в собственности жилого помещения и мать истицы-П., что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации <> сельсовета <> (л. д. 22-34).

Кроме того, истец, являясь лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончив <> Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище <>» по профессии пчеловод (л.д.10) до настоящего времени жильем не обеспечена.

Изложенное, в силу требований Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», позволяет суду сделать вывод о том, что Прокаева Л.М. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде предоставления вне очереди жилого помещения.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Прокаевой Л.М. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>» <>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению.

По мнению суда, право Прокаевой Л.М. на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, так как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <> в интересах Прокаевой Л.М. удовлетворить.

Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Прокаевой Л.М. благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в <>, площадью не ниже установленных социальных норм применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий: