Дело № 2-552/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2011 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Борзенко А.Г.,
с участием истца Гиричевой А.И.,
при секретаре Улеевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гиричевой А.И. к Краевому государственному казенному учреждению «<>», Министерству строительства и архитектуры <> о признании незаконным бездействия и взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гиричева А.И. обратилась в Каратузский районный суд с иском, в котором просит обязать руководителя Краевого государственного казенного учреждения «<>» (далее-КГКУ «УКС») Михайленко О.А. дать ответ на ее письменное обращение от <> и взыскать денежную компенсацию морального вреда 3000 рублей. В обоснование своих требований сослалась на то, что ею <> в адрес руководителя КГКУ «УКС» направлено письменное обращение о предоставлении информации о строительстве в <> специального 34 квартирного жилого дома для ветеранов войны и труда без номера дома по <>, специального жилого дома для престарелых по <>, жилого дома по <>, жилого дома по <> «а» и 34 квартирного специализированного жилого дома для престарелых по <>. В нарушение требований Федерального закона «Об обращениях граждан РФ», по прошествии 3 месяцев 2 дней ответ на ее обращение не получен. Бездействием руководителя КГКУ «УКС» ей причинен моральный вред, в возмещение которого просит взыскать денежную компенсацию.
В судебном заседании истец Гиричева А.И. исковые требования поддержала в полном объеме, иск просила удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Ответчик - руководитель КГКУ «УКС» Михайленко О.А. в судебном заседании отсутствует. Направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении иска отказать исходя из следующего. КГКУ «УКС» создано <> путем смены типа краевого государственного бюджетного учреждения «<>». Краевое государственное бюджетное учреждение «<>» зарегистрировано в качестве юридического лица 06 ноября 2008 года, является самостоятельным учреждением, которое начало свою деятельность с 01января 2009 года. Управление капитального строительства администрации <> было реорганизовано в агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <> (Постановление Совета администрации Красноярского края от 20 октября 2005 года №259-П). Агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <> было реорганизовано в Министерство строительства и архитектуры <> (Постановление Правительства Красноярского края от 21 августа 2008 года №51-П). Таким образом, правопреемником Управления капитального строительства администрации <> в настоящий момент является Министерство строительства и архитектуры <>.
Гиричевой А.И. <> был направлен ответ с предложением обратиться в Министерство строительства и архитектуры <>, так как по объектам капитального строительства, введенным до 2009 года КГБК «УКС» заказчиком не являлось и документами не располагает (согласно п.З ст.5 федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). В соответствии с п.1 ст.4 федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». При этом под должностным лицом в контексте вышеназванного закона понимается: должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. КГКУ «УКС» является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и архитектуры <>, выполняет четко определенные функции (является государственным заказчиком по объектам капитального строительства, финансируемым за счет средств бюджета), не является государственным органом, либо органом местного самоуправления. Дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры <> в суд не явился, направил в суд письменное ходатайство в котором просит заменить ненадлежащего ответчика по делу- Министерство строительства и архитектуры <> на надлежащего- КГКУ «УКС» исходя из того, что в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 21.03.2011 № 176-р создано краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства», с сохранением штатной численности и основных целей деятельности. При этом министерство является учредителем КГКУ «УКС».
Учитывая изложенное и в силу статьи 48 ГК РФ КГКУ «УКС» является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно пункту 3 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав истца Гиричеву А.И., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Обсуждая доводы представителя ответчика - Министерства строительства и архитектуры <> о том, что Министерство строительства и архитектуры <> по настоящему делу не является надлежащим ответчиком и надлежащим ответчиком по делу является КГКУ «УКС» суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ст. 120 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела КГКУ «УКС» является юридическим лицом, является учреждением, находящимся в ведомстве Министерства строительства и архитектуры <> которое в свою очередь является правопреемником Управления капитального строительства администрации <>.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика - Министерства строительства и архитектуры <> о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является КГКУ «УКС».
Разрешая иск по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Судом установлено, что 4 мая 2011 года Гиричева А.И. обратилась с письменным заявлением к руководителю КГКУ «УКС» Михайленко О.А. о предоставлении информации о строительстве в <> специального 34 квартирного жилого дома для ветеранов войны и труда без номера дома по <>, специального жилого дома для престарелых по <>, жилого дома по <>, жилого дома по <> и 34 квартирного специализированного жилого дома для престарелых по <> (л.д.5-7)
Обращение Гиричевой А.И. получено ответчиком 6 мая 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.4)
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п. 1.1, 1.2 Устава КГКУ «УКС» является некомерческой организацией, учредителем которой является Министерство строительства и архитектуры <>.
Основной целью деятельности КГКУ «УКС» является организация строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального и краевого бюджета (п.2.1 Устава КГКУ «УКС»)
Согласно п. 3.2, 3.5.7 Устава КГКУ «УКС» учреждение выступает от имени субъекта РФ - <> во взаимоотношениях с субъектами гражданско-правовых отношений, рассматривает обращения и заявления по вопросам, находящимся в его компетенции.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что КГКУ «УКС» является государственным учреждением и его деятельность носит публичный характер.
Как следует из письменного обращения Гиричевой А.И. и подтверждается материалами дела в адрес руководителя КГКУ «УКС» Михайленко О.А., она обратилась с просьбой о предоставлении информации о строительстве объекта капитального строительства, строительство которого осуществлялось за счет средств краевого бюджета, заказчиком являлся УКС администрации <>.
Таким образом, по мнению суда, обращение Гиричевой А.И. является просьбой, поданной в рамках осуществления КГКУ «УКС» деятельности, в том числе по рассмотрению обращений и заявлений граждан.
Поскольку в установленный срок ответ заявителем получен не был, считая нарушенными свои права, Гиричева А.И. обратилась за их судебной защитой.
Суд полагает, что заявление Гиричевой А.И. подано правомерно, поскольку ее обращение относится к публичной деятельности КГКУ «УКС» как государственного учреждения <> и она является гражданкой РФ, проживающей в <>.
Согласно ст. 42 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 года каждый имеет право на обращение в органы государственной власти края и государственные органы края.
Органы государственной власти края, иные государственные органы края обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, дают письменный ответ по существу обращения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком Михайленко О.А. не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что на письменное обращение Гиричевой А.И. от 4 мая 2011 года дан ответ.
Не представлен ответ на письменное обращение Гиричевой А.И. и к моменту судебного заседания.
Таким образом, судом установлено, что руководитель КГКУ «УКС» Михайленко О.А. не рассмотрел обращение Гиричевой А.И. от 4 мая 2011 года и не предоставил ей ответ в течение предусмотренного законом 30-дневного срока.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Гиричевой А.И. в части признания незаконным бездействия руководителя КГКУ «УКС» основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Кроме этого, Гиричевой А.И. заявлено требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
Разрешая иск в этой части, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, руководитель КГКУ «УКС» Михайленко О.А. не дан ответ на письменное обращение Гиричевой А.И. от 4 мая 2011 года, чем нарушены положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Указанным Федеральным законом предусмотрена компенсация морального вреда в случае нарушения его требований.
В результате бездействия ответчика, не направившего ответ, Гиричевой А.И. причинены нравственные страдания. Она переживала по поводу игнорирования ее обращения и не направления ответа в установленные сроки. По мнению суда, нравственные страдания истца усилились в связи с тем, что Гиричева А.И. является инвалидом второй группы (л.д.31).
Суд полагает, что требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда основаны на законе и подлежат частичному удовлетворению.
Разрешая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ, принимая во внимание характер причиненных Гиричевой А.И. нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств дела, индивидуальных особенностей личности истца, страдающего заболеванием, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 1500 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что истец освобождена от уплаты государственной пошлины, по мнению суда, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гиричевой А. И. удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права Гиричевой А.И. бездействие руководителя Краевого государственного казенного учреждения «<>» Михайленко О.А., выразившееся в непредоставлении ответа на письменное обращение от 4 мая 2011 года.
Обязать руководителя Краевого государственного казенного учреждения «<>» Михайленко О.А. направить Гиричевой А.И. ответ на обращение от 4 мая 2011 года в срок, предусмотренный действующим законодательством.
Взыскать с Михайленко О.А. в пользу Гиричевой А.И. денежную компенсацию морального вреда в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Взыскать с Михайленко О.А. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования «Каратузский район» в размере 200 (двести) рублей.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Каратузский районный суд.
Председательствующий: