о восстановлении в очереди на получение единовременной выплаты на приобретение жилья



    Дело № 2-593/2011

                  Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

09 ноября 2011 года                                    с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием представителя истца Машковцевой Н.Ф.,

представителей ответчиков Логунова А.П., Яковлевой А.М.,

третьих лиц Машковцева В.Ф., Машковцевой Н.В.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машковцевой Н.С. к администрации К. сельсовета о восстановлении в очереди на получение единовременной выплаты на приобретение жилья,

                У С Т А Н О В И Л:

    Машковцева Н.С. обратилась в суд с иском к администрации <>, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном ВОВ. Решением жилищной комиссии администрации К. сельсовета поставлена на учет для обеспечения жилым помещением. 21 июля 2011 г. получила уведомление о том, что снята с учета. Просила признать незаконным постановление администрации <> о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика- администрации <> и к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация К. сельсовета.

    В судебном заседании представитель истца Машковцева Н.Ф. (полномочия подтверждены доверенностью от 01.10.2010 г., удостоверенной нотариусом Красноярского нотариального округа) уточнила исковые требования и просила признать незаконными действия администрации К. сельсовета, выразившиеся в снятии Машковцевой Н.С. с регистрационного учета и обязать восстановить в данной очереди. Поддержав исковые требования с учетом их уточнения, Машковцева Н.Ф. пояснила, что ее мать Машковцева Н.С. является участником ВОВ и вдовой участника ВОВ, что подтверждается документально. До 2008 г. мать проживала в <>. В 2008 г. выехала для проживания в <>, продав свою квартиру. Однако в 2009 г. Машковцева Н.С. решила вернуться для проживания в <> к своему сыну Машковцеву В.Ф. В семье Машковцева В.Ф. прожила до 2010 г., до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в <>. Однако отношения в семье не сложились, и она вынуждена была забрать мать к себе в <>. 22.10.2010 г. Машковцева Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а 21 июля 2011 г. снята с учета. Полагает, что снятие Машковцевой Н.С. с учета произведено незаконно, поскольку истец намерена проживать в <>, в собственности жилья не имеет и в силу преклонного возраста нуждается в благоустроенном жилом помещении. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

    Представитель ответчика- администрации К. сельсовета Яковлева А.М. (полномочия подтверждены доверенностью от 11.01.2011 г.) иск не признала сообщив, что действительно по данным похозяйственного учета Машковцева Н.С. значится постоянно проживающей по адресу <>. в соответствии с законом Красноярского края участники, а также вдовы участников ВОВ имеют право на получение единовременной выплаты для приобретения жилья. Необходимым условием для получения данной выплаты является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Для чего необходимо состоять в соответствующей очереди, имеющейся в администрации сельсовета. В конце 2010 г. Машковцева Н.С. обратилась с заявлением о постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего получения выплаты. Межведомственная комиссия обследовала жилищные условия истицы, и пришла к выводу о необходимости улучшения жилищных условий истицы, поскольку квартира, в которой проживает истица с семьей, не благоустроенная. По этому основания, Машковцева Н.С. на основании распоряжения главы администрации сельсовета поставлена в очередь. Поскольку выделением денежных средств занимается Министерство социальной политики Красноярского края, то администрация сельсовета сформировала пакет документов, подтверждающих право Машковцевой Н.С. на предоставление денежной выплаты и направила данный пакет в администрацию <>. Районная администрация. В свою очередь, направила данный пакет в Министерство. В текущем году из Министерства возвращены личные дела граждан, в том числе Машковцевой Н.С., с просьбой разъяснить отсутствие права на выплату. У Машковцевой Н.С. право отсутствует в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, поскольку она продала свою квартиру в 2008 г. По указанному основанию Машковцева Н.С. снята с учета, о чем истица письменно уведомлена. Просила отказать в удовлетворении иска.

    Представитель ответчика – администрации <> Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью от 31 марта 2011 года) иск также не признал, что администрация <> формирует списки граждан, претендующих на получение единовременной выплаты на приобретение жилья. Списки формируются на основании учетных дел на каждого претендента, предоставляемых сельскими администрациями. Списки вместе с учетными делами направляются в Министерство социальной политики Красноярского края. Вопрос о выделении денежных средств конкретному гражданину решается Министерством. В отношении Машковцевой Н.С. указанным образом сформировано учетное дело и направлено в Министерство. В 2011 году документы в отношении Машковцевой Н.С. возвращены с указанием, что истец не имеет право на получение денежной выплаты, поскольку добровольно ухудшила свои жилищные условия, продав свою квартиру по <> в <> в 2008 г. Данное решение администрация района довела до сведения администрации Каратузского сельсовета, которой впоследствии принято решение об исключении Машковцевой Н.С. из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просил отказать в удовлетворении иска.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Машковцев В.Ф. и Машковцева Н.В., а также Министерство социальной политики Красноярского края.

    Третье лицо Машковцева Н.В. не возражала против иска, пояснив, что совместно с супругом имеют в собственности жилой дом, расположенный по адресу <>. Истица является матерью супруга и до 2008 г. проживала в собственной квартире по <> <>. В 2008 г., после смерти своего супруга М., истица стала проживать в семье старшей дочери- Машковцевой Н.Ф. в <>. В 2009 г. решила вернуться в <> и проживать вместе с ними в их доме. Ей истцу была выделена отдельная комната. Машковцева Н.С. зарегистрирована по месту жительства. Дом не благоустроенный, поэтому Машковцева Н.С. обратилась в администрацию сельсовета с заявлением о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий. В период совместного проживания между ними не сложились отношения, поэтому Машковцева Н.С. уехала в <> к дочери, однако по-прежнему зарегистрирована по месту жительства в <>.

    Третье лицо Машковцеву В.Ф. также не возражал против иска, подтвердив вышеизложенное.

    Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, обратившись с письменным ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представив письменные возражения относительно исковых требований.

    Поскольку представитель Министерства социальной политики надлежаще извещен о дате слушания дела, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а стороны не настаивают на участии в деле представителя, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики Красноярского края.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки, установленной для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, является обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ, случаев. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

На территории Красноярского края таким законом является закон Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

В соответствии со ст. 3 данного Закона, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана, в порядке, установленном Законом края от 23.05.2006 г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

    В силу ст. 4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

    Согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона, действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников великой Отечественной войны.

    Машковцева Н.С., 1927 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов М., умершего <> (л.д. 17-19)

    Постановлением главы <> сельсовета от 22.10.2010 г. <>-п Машковцева Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника ВОВ, и ей присвоен номер по списку – 35. О принятом решении Машковцева Н.С. уведомлена письменно, информацией от 25.10.2010 г. за исх. <> (л.д. 97-98)

    В качестве основания для постановки на учет администрацией сельсовета указано, что помимо соответствующего статуса вдовы участника ВОВ, также обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы.

    Принятию на учет истицы предшествовало обследование ее жилищных условий. Их акта материально- бытового обследования от <> следует, что Машковцева Н.С. проживает в неблагоустроенном индивидуальном жилом доме общей площадью 42 кв.м., в том числе жилой площадью 27 кв.м., расположенном по адресу <>. Совместно с истицей в указанном доме проживают Машковцева Н.В., Машковцев В.Ф., Машковцева Ю.В., в связи с чем на одного члена семьи приходится 10, 5 кв.м. площади, что ниже учетной нормы по Каратузскому сельсовету.

По результатам обследования комиссия пришла к заключению о необходимости ходатайствовать перед жилищной комиссией сельсовета о постановке Машковцевой Н.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 90)

    Согласно п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Постановлением администрации <> от <> <>-п установлена норма площади жилого помещения, которая составляет 18 кв.м.

Принимая во внимание, что на долю истца приходится только 10,5 кв.м., общей площади жилого помещения по <> в <>, что ниже установленной учетной нормы в <>, то выводу комиссии о необходимости постановки на учет для улучшения жилищных условий являются обоснованными.

Таким образом, нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий подтверждена документально, в связи с чем она обоснованно и на законных основаниях принята на учет администрацией Каратузского сельсовета.

<> постановлением главы <> сельсовета за <>-п Машковцева Н.С. снята с учета на основании ст. 53 Жилищного кодекса и п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <> N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как следует из материалов дела, Машковцева Н.С. <> заключила договор купли- продажи, в соответствии с которым продала принадлежащую ей <> долю квартиры, расположенной по адресу <> края. Продавцом <> доли квартиры являлась Машковцева Н.Ф..

    Данные действия истца расценены ответчиком как намеренное ухудшение своих жилищных условий, с целью получения социальной поддержки государства в виде улучшения жилищных условий.

Между тем суд не может согласиться с данными доводами.

С заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий истица обратилась в <>, тогда как сделка купли- продажи квартиры совершена в ноябре 2008 г., то есть по истечении значительного периода времени.

Кроме того, до обращения Машковцевой Н.С. к ответчику с заявлением о постановке на учет (октябрь 2010 г.), жилищные условия были обследованы комиссией в августе 2010 г., и именно данная комиссия пришла к заключению о необходимости ходатайствовать перед жилищной комиссией о постановке Машковцевой Н.С. на учет для улучшения жилищных условий.

Таким образом инициатива обращения по поводу улучшения жилищных условий изначально исходила не от истца, что и подтверждено в судебном заседании представителем ответчика- администрации Каратузского сельсовета.

С учетом изложенного, суд находит недоказанным ответчиком факт совершения истцом умышленных действий с целью получения социальной поддержки со стороны государства в виде улучшения жилищных условий.

Предположения ответчика о подобных намерениях истца, по мнению суда, не могут служить достаточным основанием для ее исключения из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также суд не соглашается с доводами третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края, изложенных в письменных возражениях, относительно невозможности истца состоять в очереди в администрации Каратузского сельсовета в связи со сменой места жительства.

Из объяснений представителя истца, а также третьих лиц Машковцевой Н.В. и Машковцева В.Ф. следует, что между ними и матерью не сложились отношения, поэтому проживать вместе они не смогли. Именно по этой причине истец выехала в <> к своей дочери, где и проживает в настоящее время, поскольку иного места жительства в <> не имеет.

Таким образом, выезд истца из <> носит вынужденный характер и не свидетельствует об отказе истца от намерений проживать в <>.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца о восстановлении ее нарушенных прав законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

Иск Машковцевой Н.С. удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации К. сельсовета, выразившиеся в снятии Машковцевой Н.С., 1927 года рождения с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию К. сельсовета восстановить Машковцеву Н.С. в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий