о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



Дело № 2-629/2011

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                    Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                    с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Герасимова Д.А.,

представителей ответчиков Уваровой Г.М., Тонких А.А., Деева В.А., Власова И.Н., Шартон Л.А., Каяшкина А.Н.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Моторского сельсовета, администрации Нижнекужебарского сельсовета, администрации Нижнекурятского сельсовета, администрации Качульского сельсовета, администрации Таскинского сельсовета, администрации Амыльского сельсовета, администрации Сагайского сельсовета о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрациям Моторского, Нижнекужебарского, Нижнекурятского, Сагайского, Таскинского, Амыльского, Качульского сельсоветов о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

     Требования мотивировал тем, что согласно п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также п. 1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2008 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.

    Статьями 9 и 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что для размещения информации о своей деятельности, органы местного самоуправления используют сеть Интернет, а при отсутствии возможности для этого, данная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ либо официальном сайте муниципального района, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. В целях доступа к информации о своей деятельности, органы местного самоуправления определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.

    Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ.

    Прокурорскими проверками установлено, что администрациями вышеперечисленных муниципальных образований не принято должных мер для исполнения требований ФЗ № 8-ФЗ, а именно не изданы нормативно- правовые акты, содержащие перечень информации, подлежащей опубликованию в сети Интернет, не созданы официальные сайты для размещения информации о своей деятельности.

    Просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления- администраций Моторского, Сагайского, Нижнекужебарского, Нижнекурятского, Качульского, Таскинского и Амыльского сельсоветов и возложить обязанность разработать и принять нормативно правовой акт. Регламентирующий перечень информации о своей деятельности, а также обязать создать в сети Интернет официальный сайт для размещения информации о деятельности, а при отсутствии такой возможности разместить информацию на официальном сайте Красноярского края.

    В судебном заседании помощник прокурора Каратузского района Герасимов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика- глава администрации Сагайского сельсовета Шартон Л.А. иск признала, сообщив, что администрация имеет доступ к сети Интернет, однако ввиду низкого качества связи. Создать официальный сайт не представляется возможным. Вместе с тем, информация о деятельности администрации размещается на официальных сайтах Каратузского района и Красноярского края, в частности размещена информация о населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, главе, его доходах. Каждый принятый администрацией либо Советом депутатов направляется в краевой Регистр. Кроме того, администрацией издается печатное издание- «Сагайский вестник», который распространяется среди населения села, а также имеется в библиотеке. Каждый житель села, как и любой гражданин, вправе ознакомиться с деятельностью администрации путем личного обращения к главе, заместителю, препятствий для этого нет.

    Представитель ответчика- глава администрации Таскинского сельсовета Каяшкин А.Н., признав иск, дал суду аналогичные объяснения. Также сообщил, что в администрации сельсовета нет доступа к сети интернет ввиду отсутствия технической возможности. Для размещения информации о своей деятельности используются официальные сайты Каратузского района и Красноярского края, а также печатное издание «Таскинский вестник».

    Представитель ответчика- глава администрации Нижнекужебарского сельсовета Уварова Г.М. иск признала, подтвердила вышеуказанное, также пояснив, что доступа к сети Интернет в администрации нет, в связи с чем пользуются официальными сайтами района и края, а также местной газетой «Нижнекужебарский вестник».

    Представитель ответчика – глава администрации Нижнекурятского сельсовета Власов И.П. иск признал. Подтвердил объяснения, указанные выше. Доступа к сети Интернет нет ввиду отсутствия технической возможности.

    Представитель ответчика- глава администрации Качульского сельсовета Деев В.А. иск признал, сообщив, что доступ к сети Интернет имеется, однако скорости для создания официального сайта недостаточно.

    Представитель ответчика- глава администрации Моторского сельсовета Тонких А.А. иск признал и пояснил, что доступ к сети Интернет имеется, но официальный сайт администрации сельсовета не создан ввиду отсутствия технической возможности ( низкое качестве услуги по доступу в сеть).

    Представитель ответчика- администрации Амыльского сельсовета, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил.

    Принимая во внимание надлежащее извещение ответчика, отсутствие с его стороны каких-либо ходатайств и заявлений, а также принимая во внимание мнение других участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона « об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Статьей 6 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.

    Кроме того, в силу ст. 7 ФЗ № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных государственным органом, органом местного самоуправления на ее предоставление.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования.

Согласно требованиям ст. 9, 10 ФЗ №8-ФЗ, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Исходя из совокупности вышеприведенных положений Федерального закона, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ пользователей к информации о своей деятельности. При этом обеспечение данного доступа не сводится исключительно к размещению информации в сети Интернет, а может быть достигнуто путем обнародования в средствах массовой информации, а также размещения в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления либо в библиотеках и архивах. Также информация может быть получена путем присутствия граждан на заседания коллегиальных органов местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе, с учетом их возможностей, использовать любой способ, обеспечивающий доступ к информации об их деятельности.

Судом установлено, что в ряде администраций сельсоветов (ответчиков по делу) отсутствует доступ к сети Интернет, соответственно и технической возможности для создания официальных сайтов не имеется. Ряд администраций ( Моторский, Качульский, Сагайский сельсоветы) несмотря на наличие доступа к сети, не имеют возможности создать официальный сайт по причине низкого качества услуги по обеспечению доступа к сети Интернет.

Вместе с тем, согласно представленным материалам, ответчиками размещается информация на официальных сайтах Каратузского района и Красноярского края. Данное обстоятельство прокурором не оспаривается. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчиками исполняются требования ст. 10 ФЗ № 8- ФЗ о размещении информации на официальных сайтах муниципального района и субъекта РФ, в границах которых находятся сельские поселения.

Кроме того, в каждом сельском поселении издается печатное издание, в котором публикуются нормативно-правовые акты, изданные исполнительным или представительным органом местного самоуправления, тем самым также обеспечивается доступ к информации.

Также имеется доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, находящейся в помещениях, занимаемых поселковыми администрациями, а также в сельских библиотеках.

Уставами муниципальных образований, включая и ответчиков, предусмотрено участие населения в местном самоуправлении. Одной из форм такого участия является общее собрание, конференция жителей. Участие в сходе граждан также обеспечивает доступ населения к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиками не допущено бездействия при обеспечении доступа к информации об их деятельности. Требования федерального закона № 8-ФЗ ими выполняются, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

Прокурору Каратузского района Красноярского края в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Моторского сельсовета, администрации Нижнекужебарского сельсовета, администрации Амыльского сельсовета, администрации Нижнекурятского сельсовета, администрации Качульского сельсовета, администрации Сагайского сельсовета, администрации Таскинского сельсовета о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий