о взыскании денежной компенсации морального вреда



Дело № 2-644/2011

                                        

                Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                    с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием истца Долганина М.А.,

представителя ответчика Логунова А.П.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долганина М.А. к администрации Каратузского района о взыскании денежной компенсации морального вреда,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Долганин М.А. обратился в суд с иском к администрации Каратузского района о взыскании денежной компенсации морального вреда, указав, что является инвалидом 1 группы, не имеет ног. Вход в здание администрации Каратузского районе не оборудован пандусом, в связи с чем он лишен возможности самостоятельно войти в здание, что приносит ему нравственные переживания. Просит взыскать с администрации Каратузского района компенсацию морального вреда в размере 800 тысяч рублей.

    В судебном заседании истец Долганин М.А., поддержав исковые требования, пояснил, что является инвалидом 1 группы с 1998 года, лишен обеих ног. Начиная с 1998 г. и по настоящее время неоднократно обращался в администрацию Каратузского района, и в различные инстанции по поводу необходимости оборудования входа в здание администрации для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов. В частности, в здании администрации располагается отдел ЗАГС, архивный отдел, а также другие отделы. Здание имеет три этажа, лестницы, имеющиеся в здании, не позволяют ему самостоятельно посетить нужного ему специалиста, а также прийти на прием к главе района, либо депутату. В связи с отсутствием пандуса у входа в здание он не может самостоятельно войти в здание и лично посетить нужного специалиста. Решением суда на районную администрацию возложена обязанность по оборудованию входа пандусом, однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Так как бездействие администрации продолжается на протяжении многих лет, в течение которых он лишен полноценного доступа к специалистам администрации для получения необходимых консультаций, разрешения вопросов, он испытывает переживания по этому поводу. Денежную компенсацию морального вреда оценивает в 800 тысяч рублей, и просит взыскать данную сумму с администрации Каратузского района в свою пользу.

    Представитель ответчика- администрации Каратузского района- Логунов А.П. (полномочия подтверждены доверенностью от 31.03.2011 года) иск не признал, пояснив, что здание, в котором находится администрация Каратузского района, построено в 1983 году по проекту, которым не предусмотрено наличие пандусов у входа. Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что в случае отсутствия возможности полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов, собственники этих объектов осуществляют меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Со стороны парадного входа в здание администрации, лестница оборудована деревянным пандусом. Непосредственно в здании постоянно находится дежурный, который может оказать помощь при подъеме по пандусу на инвалидной коляске, либо вызвать необходимого специалиста по просьбе инвалида для получения им консультации. Полагает, что администрацией Каратузского районе не нарушены права Долганина М.А. на беспрепятственный доступ, в связи с чем моральный вред не причинен. Просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В качестве конкретизации вышеприведенных положений Федерального закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

    

    Судом установлено, что администрация Каратузского района является собственником трехэтажного здания, расположенного по адресу с. Каратузское ул. Советская, 23 Каратузского района Красноярского края. В здании располагается приемная главы района, а также рабочие кабинеты специалистов отделов администрации. Вход в здание осуществляется через бетонное крыльцо, имеющее четыре ступени. Крыльцо оборудовано деревянным настилом, без поручней. Лестницы между этажами пандусами не оборудованы.

    Наличие деревянного настила на крыльце у входа администрации не обеспечивает инвалидам, использующим для передвижения коляски, свободного доступа в помещение администрации, поскольку отсутствие поручней делает невозможным самостоятельное передвижение инвалида по данному настилу.

    Решением Каратузского районного суда от 23 марта 2011 года, вступившим в законную силу, на администрацию Каратузского района возложена обязанность в трехмесячный срок оборудовать здание, расположенное в с. Каратузское по ул. Советская, 21 специальным сооружением (пандусом) и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение администрации.

    Данное решение администрацией не исполнено.

    Таким образом, доводы истца о невозможности посещать специалистов администрации Каратузского района в силу отсутствия доступа в помещение, суд находит обоснованными и подтвержденными материалами дела.

    Суд не соглашается с мнением представителя ответчика о возможности выдачи истцом доверенности для представительства его интересов в администрации Каратузского района.

    В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Никто не может быть ограничен в данном праве, в том числе и по состоянию здоровья. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от доступности зданий, в которых располагаются органы исполнительной власти местного самоуправления.

    При таких обстоятельствах, суд полагает, что администрация Каратузского района ограничив доступ истца для реализации им своего право на личное обращение в органы местного самоуправления, нарушила его права, предусмотренные конституцией РФ, тем самым причинила моральный вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает: характер причиненных истцу страданий по поводу ограничения доступа в здание администрации, и, как следствие, лишение возможности лично обращаться к должностным лицам органов местного самоуправления, а также требования разумности и справедливости.

С учетом изложенного, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с администрации Каратузского района в пользу истца, равный 35000 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Долганина М.А. удовлетворить частично.

    Взыскать с администрации Каратузского района в пользу Долганина М.А. денежную компенсацию морального вреда в сумме 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.

    В удовлетворении требований о взыскании с администрации Каратузского района денежной компенсации морального вреда в размере 765000 рублей Долганину М.А. отказать

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий