о признании незаконным бездействия и взыскании денежной суммы



Дело № 2-661/2011

                                        

                 Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года                                с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Герасимова Д.А.,

истца Алешина А.М.,

представителя ответчика Щербакова Д.В.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Алешиной А. М. к Управлению социальной защиты населения о признании незаконным бездействия и взыскании денежной суммы,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Алешиной А.М. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района (далее УСЗН) о признании незаконным бездействия и взыскании денежной суммы. Требования мотивировал тем, что Алешина А.М. <> года рождения является одиноко проживающим пенсионером. На основании раздела 2.2 постановления <> от 16.11.2010 № 559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение на 2011-2013 годы» Алешина А.М. вправе получить адресную материальную помощь на ремонт жилого помещения. 25 апреля 2011 г. Алешина А.М. обратилась в УСЗН с заявлением об оказании указанной помощи на ремонт печи. Необходимость такого ремонта подтверждена актом материально- бытового обследования от 14.04.2011 г. 29.06.2011 г. Алешина предоставила в УСЗН платежные документы, подтверждающие приобретение расходных материалов на ремонт печи на сумму 1149 руб., а 05 июля 2011 г. на сумму 4062, 5 руб. 23.08.2011 г. комиссией УСЗН отказано в предоставлении Алешиной адресной материальной помощи поскольку размер ее пенсии превышает полуторакратную величину прожиточного минимума. Данный отказ незаконен, поскольку действующая редакция постановления Правительства Красноярского края от 16.10.2010 г. №559-п вступила в законную силу 05 августа 2011 года. До указанной даты ограничений связанных с суммой ежемесячного дохода пенсионера не предусматривалось.

    В соответствии с п. 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Каратузского района», утвержденному постановлением администрации Каратузского района № 338-п от 04.04.2011 г., решение об оказании единовременной помощи либо мотивированный отказ, принимается в 30-тидневный срок с момента обращения в МУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Необходимые документы представлены Алешиной 29 июня и 05 июля 2011 г., в связи с чем решение по заявлению Алешиной должно быть принято не позднее 04 августа 2011 г., то есть в период действия прежней редакции постановления Правительства Красноярского края № 559-п, не предусматривавшей ограничения по сумме дохода пенсионера при решении вопроса о предоставлении ему адресной материальной помощи.

    При указанных обстоятельствах бездействие УСЗН является незаконным, нарушающим права Алешиной А.М. на получение адресной материальной помощи.

    Просил признать незаконным бездействие УСЗН в части отказа в возмещении расходов на ремонт жилого помещения, и взыскать с УСЗН в пользу Алешиной А.М. в качестве возмещения расходов на ремонт жилого помещения в размере 5211 руб. 50 коп.

    В судебном заседании истец Алешина А. М., поддержав исковые требования, пояснила, является пенсионером, проживает одна в собственном доме, расположенном в <>. В доме требуется ремонт печи, на который у нее не хватает денежных средств. По этой причине в апреле 2011 г. она обратилась в УСЗН с заявлением об оказании материальной помощи. Заявление было зарегистрировано, однако какого-либо ответа длительное время не давалось. В июле 2011 г. она приобрела на собственные средства материалы для ремонта печи, а также наняла рабочих, которые ей произвели данный ремонт. Документы, подтверждающие стоимость приобретенных ею материалов она сдала в УСЗН. В августе 2011 г. получила ответ, что материальная помощь ей не полагается, поскольку размер ее пенсии, превышает прожиточный минимум. С таким решением она не согласна, в связи с чем просит удовлетворить иск и взыскать в свою пользу 5211,5 руб.

    Представитель ответчика УСЗН администрации Каратузского района Щербаков Д. В. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал, пояснив, что для реализации целевой программы «Старшее поколение» предусматривалось определенная сумма денежных средств. По окончанию данных средств действие программы прекращается. Реализация указанной программы может быть продолжена с началом очередного финансового года. Кроме того, на день рассмотрения заявления Алешиной А.М. действовала редакция постановления, ограничивающая право пенсионера на получение адресной помощи. Так на получение помощи не могут рассчитывать лица, чей размер пенсии превышает полуторакратную величину прожиточного минимума. Пенсия, ежемесячно выплачиваемая истице, указанный размер превышает. Просил отказать в иске.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Каратузского района и Министерство социальной политики Красноярского края.

Представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.

Третьи лица извещены судом надлежаще. Представителем Министерства социальной политики Красноярского края судебное извещение от 07.11.2011 г. получено 10.11. 2011 г.; извещение от 18.11.2011 г. получено; представитель администрации уведомлен о дне слушания в судебном заседании 15.11.2011 г..

С учетом изложенного, и принимая во внимание мнение сторон, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения сторон, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ № 184 ФЗ от 06.10.1999 « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены к полномочиям субъекта российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 16.11.2010 г. № 559-п утверждена долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы.

Целью программы является повышение качества и уровня жизни граждан пожилого возраста, проживающих в Красноярском крае.

Одним из мероприятий целевой программы является оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет (не более 15,0 тыс. руб.) ( постановление Правительства № 559-п в редакции от 22.04.2011 г.)

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельным законом Красноярского края наделяются государственными полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет.

Разделом 2.3.1 Программы ( в ред. Постановления от 22.04.2011 г.) предусмотрено, что оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет (далее - пенсионеры) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15000 рублей.

Предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения носит заявительный характер.

Пенсионерам, имеющим право на получение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одновременно по нескольким нормативно-правовым актам, единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения может быть предоставлена по одному или нескольким нормативно-правовым актам, но ее размер не может превышать в совокупности наибольшего максимального размера, установленного данными нормативно-правовыми актами.

Для получения единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения пенсионеры подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края следующие документы и информацию:

заявление об оказании адресной помощи;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пенсионера;

документ, подтверждающий состав семьи пенсионера (справку о составе семьи, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту пребывания и пр.);

документ, подтверждающий необходимость проведения ремонта занимаемого жилого помещения (акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства), либо оригиналы платежных документов, подтверждающих фактическую оплату расходных материалов для проведения ремонта и (или) оказанных услуг (работ) по ремонту занимаемого жилого помещения. В случаях когда акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не может быть представлен ввиду отсутствия по месту жительства заявителя управляющей компании и уполномоченного органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган, осуществляющий назначение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, самостоятельно производит осмотр жилого помещения и составляет акт обследования, в котором перечисляются виды и объем необходимых ремонтных работ;информацию о расчетном счете заявителя в кредитной организации в случае перечисления материальной помощи на расчетный счет.

Копии документов, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ее размере принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края в установленные им сроки и порядке.

Основаниями для принятия уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края решения об отказе в выплате единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:

принадлежность лица, обратившегося за единовременной адресной материальной помощью на ремонт жилого помещения, к категории лиц, не имеющих право на ее получение в соответствии с настоящим пунктом программы;

неполное представление документов, требуемых для оказания единовременной адресной материальной помощи.

Выплата единовременной адресной материальной помощи производится через почтовые отделения по месту жительства заявителя либо посредством перечисления на счет пенсионера в выбранной им кредитной организации.

Законом Красноярского края от 21.12.2010 г. № 11-5518 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке», полномочия по предоставлению единовременной адресной материальной помощи переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Средства на финансирование единовременной адресной помощи предусмотрены в форме субвенций бюджетам районов и округов.

Во исполнение предоставленных полномочия, а также постановления Правительства края № 559-п администрацией Каратузского района постановлением от 04.04.2011 г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание единовременно материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Каратузского района»

В соответствии с п. 11 Административного регламента, решение об оказании единовременной материальной помощи либо отказ в ее оказании принимается комиссией в течение 30 дней с момента обращения гражданина в муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Алешина А. М., <> года рождения является пенсионером, достигшим возраста старше <> лет. Проживает одна, в принадлежащем на праве частной собственности жилом доме, расположенном в <>.

04 апреля 2011 г. главой Каратузского сельсовета в адрес руководителя УСЗН администрации Каратузского района направлено ходатайство об оказании Алешиной А.М. финансовой помощи для ремонта печи. (л.д.10)

14 апреля 2011 года комиссией Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов проведено обследование материально-бытовых условий истца, о чем составлен акт № 288 (л.д.11). Согласно данному акту, истец проживает в деревянном неблагоустроенном доме с печным отоплением. При этом печь требует капитального ремонта. Комиссия пришла к выводу о необходимости оказания истцу материальной помощи. (л.д. 11-12)

25 апреля 2011 г. Алешина А.М. обратилась в УСЗН с заявлением об оказании материальной помощи на ремонт печи. Заявление зарегистрировано за № 113. (л.д. 9). К заявлению истцом приложены: ходатайство администрации села, акт материально-бытового обследования, справка администрации сельсовета о составе семьи, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, справка о размере пенсии по случаю утери кормильца от 15.04.2011 г.

29 июня и 05 июля 2011 г. истцом дополнительно представлены в УСЗН товарные чеки на сумму 1149 руб. и 4062,5 руб. соответственно, подтверждающие приобретение ею расходных материалов для ремонта печи.

23 августа 2011 года комиссией УСЗН рассмотрено заявление Алешиной А.М. и принято решение об отказе в предоставлении адресной материальной помощи в связи с превышением размера пенсии истца полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров южной группы районов Красноярского края.

Принимая данное решение, комиссия руководствовалась Постановлением Правительства Красноярского края № 559-п, в редакции, действовавшей на день принятия решения( от 19.07.2011г.).

Между тем данное решение не может быть признано законным и обоснованным.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Алешина А.М. обратилась в уполномоченный орган, определенный органом местного самоуправления- УСЗН администрации Каратузского района, с заявлением об оказании материальной помощи, 25 апреля 2011 года, то есть в период действия редакции постановления Правительства края № 559-п от 22.04.2011 г.

К заявлению приложены все документы, предусмотренные разделом 2.3.1 Целевой программы «Старшее поколение», а также п. 13 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Каратузского района. Так, данными нормативно-правовыми актами предусмотрена необходимость предоставления документа, подтверждающего необходимость ремонта или платежного документа в случае фактической оплаты расходных материалов для ремонта.

Таким образом, в зависимости от того понес ли пенсионер ко дню своего обращения в УСЗН расходы на ремонт, он должен предоставить документ, подтверждающий эти расходы. При этом, если расходы заявителем не понесены, соответственно он должен предъявить только документ, подтверждающий необходимость ремонта.

То обстоятельство, что истцом при обращении в УСЗН 25.04.2011 г. не были приложены документы, подтверждающие несение расходов, связанных с приобретением материалов для ремонта, по мнению суда, не могло служить основанием для не рассмотрения заявления истца в установленный срок, поскольку предоставление указанных документов необходимо только в случае фактической оплаты расходных материалов.

Несмотря на предоставление истцом полного пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении ей адресной материальной помощи, заявление истца рассмотрено только 23 августа 2011 года, то есть по истечению более трех месяцев со дня обращения, тогда как п. 11 Административного регламента предусмотрен 30-тидневный срок рассмотрения таких заявлений.

Редакция постановления Правительства № 559-п, на которую сослался ответчик при принятии решения об отказе в предоставлении истцу материальной помощи, введена в действие постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2011 г. № 430-п, которое вступило в законную силу по истечению 10 дней со дня официального опубликования, состоявшегося 25.07.2011 г. Данной редакцией введено ограничение при предоставлении адресной материальной помощи одиноко проживающим пенсионерам в возрасте старше 65 лет. Так, помощь не может быть предоставлена пенсионерам имеющим доход, превышающий полуторакратную величину прожиточного минимума, установленного для данной категории населения определенной группы районов края.

Между тем, данное ограничение введено задолго после обращения Алешиной АМ. в УСЗН. Поскольку нормы законодательства, действовавшего на день обращения истца в УСЗН, предусматривали возможность получения материальной помощи независимо от величины доходов, то истец имела право на получение помощи на ремонт печи в случае своевременного, в установленные сроки, рассмотрения ее обращения.

Данное право ответчиком нарушено, поскольку вместо предусмотренного 30-тидневного срока обращение истца рассматривалось более трех месяцев.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика.

Также прокурором заявлено требование о взыскании с ответчика в пользу истца суммы в счет возмещения фактически понесенных затрат на ремонт печи.

Данное требование, по мнению суда, также подлежит удовлетворению, поскольку обращение истца за оказанием материальной помощи имело место в период действия постановления Правительства края № 559-п, предусматривавшего право истца на получение данной помощи. Реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от бездействия ответчика, выразившегося в существенном нарушении сроков рассмотрения обращения истца.

Сумма расходов, понесенных истцом на ремонт печи, подтверждены документально, а именно товарными чеками от 29.06.2011 г. на сумму 1149 руб., и от 05 июля 2011 г. на сумму 4062, 5 руб. Общая сумма расходов не превышает предельного размера материальной помощи, подлежащей выплате пенсионеру ( 15000 руб.), в связи с чем подлежит взысканию в пользу истца.

Также с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета и госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района по непредоставлению адресной материальной помощи Алешиной А.М..

    Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района за счет средств, поступающих на счет Управления для выплаты единовременной адресной материальной помощи в пользу Алешиной Анны Михайловны в возмещение расходов, произведенных на ремонт в сумме 5211 (пять тысяч двести одиннадцать) рублей 50 копеек.

    Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района госпошлину в доход бюджета в размере 200 (двести) рублей.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, в Красноярский краевой суд, в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий