о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда



                                    Дело № 2-700/2011

                                        

                     Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года                             с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Герасимова Д.А.,

истца Федорчук Е.С.,

представителя ответчика Авласенко А.В.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорчук Е. С. к муниципальной бюджетному учреждению здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Федорчук Е.С. обратилась в суд с иском к МБУЗ «Каратузская ЦРБ» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что с 01 марта 2011 г. работала медрегистратором в МБУЗ «Каратузская ЦРБ» до 18.08.2011 г. Увольнение считает незаконным, поскольку расторжение трудового договора с беременными женщинами не допускается. В случае истечения срочного договора в период беременности, работодатель обязан при предоставлении справки о беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности. Просит восстановить на работе в МБУЗ «Каратузская ЦРБ» в должности медрегистратора, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

    В судебном заседании истец Федорчук Е. С., поддержав исковые требования, пояснила, что 01 марта 2011 года принята на работу в МБУЗ «Каратузская ЦРБ» в качестве медрегистратора, временно, на период отпуска основного работника. Затем, по выходу данного работника, ее перевели, также временно, на рабочее место другого отсутствующего работника, ушедшего в отпуск. Так, заменяя основных работников, она отработала в ЦРБ до августа 2011 г. 22 августа 2011 г. пришла на работу, где ей сообщили, что она уволена в связи с истечение срока трудового договора. Полагая свое увольнение незаконным, она обратилась в прокуратуру Каратузского района. По результатам рассмотрения ее жалобы, нарушений в действиях работодателя не установлено, в связи с чем обратилась в суд. Считает, что трудовой договор с ней не может быть расторгнут, поскольку на день увольнения она была беременна, хотя и не представила справку об этом. Просила восстановить ее на работе в должности медрегистратора, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., который ей причинен незаконным увольнением.

    Представитель ответчика – МБУЗ «Каратузская ЦРБ»- Авласенко А. В.( полномочия подтверждены доверенностью от 26 июля 2011 года) иск не признал, сообщив, что истец уволена по окончанию срока действия трудового договора, поскольку была принята на работу временно, на период отпусков основных работников. Медицинская справка, подтверждающая состояние беременности, не была представлена, в связи с чем оснований для продления срока действия трудового договора у работодателя не имелось. Кроме того, истцом пропущен месячный срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ на обращение в суд за разрешением трудового спора. Просил отказать в удовлетворении иска.

    Выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора Герасимова Д.А., полагавшего необходимым отказать в иске, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

    В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях установленных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

    Согласно ст. 58 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

    При этом, в силу ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается, в том числе, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.

    На основании ст. 79 ТК РФ, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

    Статьей 261 ТК РФ, предусмотрено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможностью с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.

    Судом установлено, что приказом № <> от 01.03.2011 г. Федорчук ( Пильщикова ) Е.С. принята на работу в поликлинику МБУЗ «Каратузская ЦРБ 01 марта 2011 года на должность оператора ЭВМ, временно, на период учебы П.

    Приказом № <> от 01.03.2011 г. Федорчук ( Пильщикова ) Е.С. также принята на 0,5 ставки медрегистратора на период учебы П.

    01 марта 2011 г. с истцом заключен срочный трудовой договор № <>

    28 марта 2011 г., приказом № <> Пильщикова Е.С. переведена с должности оператора ЭВМ, на должность медрегистратора поликлиники, временно, на период отпуска П.

    Временный характер трудового договора не оспаривается и истцом, пояснившей в судебном заседании, что работала в качестве медрегистратора в поликлинике ЦРБ, заменяя отсутствующих основных работников.

    По смыслу ст. 79 ТК РФ, выход на работу работника является самостоятельным основанием для прекращения срочного трудового договора, заключенного на период выполнения трудовых обязанностей отсутствующего работника

18 августа 2011 года Федорчук (Пильщикова) Е.С. уволена на основании приказа № <> от 19.08.2011 г. в связи с истечением срока трудового договора, поскольку работник, которого замещала истец, приступил к выполнению своих трудовых обязанностей.

    При этом с заявлением о продлении срока договора до окончания срока беременности истица не обращалась, а также медицинскую справку, подтверждающую беременность не представила. Данное обстоятельство также подтверждено истцом в судебном заседании.

    Между тем, именно предоставление работником данных документов является основанием для решения работодателем вопроса о продлении действия срочного трудового договора. Поскольку указанные документы истцом не предоставлялись, то у работодателя отсутствовали основания для продления срока действия трудового договора, заключенного с истцом.

    Возможность перевода истца на другую работу у работодателя отсутствовала ввиду отсутствия вакантных рабочих мест.

Доводы истца о том, что с ней не может быть расторгнут трудовой договор, поскольку согласно ст. 261 ТК РФ, такое расторжение с беременными женщинами не допускается, суд отвергает как основанные на неверном толковании положений ч. 1 ст. 261 ТК РФ.

    Частью 1 ст. 261 ТК РФ предусмотрена невозможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

    Данная норма закона подлежит применению в случае заключения с работником бессрочного трудового договора. Между тем, с истцом такой договор не заключался, так как она принималась на работу временно, соответственно положения ч. 1 ст. 261 ТК РФ не могут быть применены при решении вопроса о расторжении срочного трудового договора.

    Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании заявлено ходатайство о применении последствий пропуска процессуального срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

    Обсуждая данное ходатайство, суд находит его обоснованным.

    В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

    При пропуске по уважительным причинам данных сроков, они могут быть восстановлены судом.

    При этом, в силу ст. 56 ГПК РФ, бремя доказывания уважительности причины пропуска срока на обращение в суд, возлагается на истца.

    Согласно объяснениям истца Федорчук Е.С. об увольнении ей стало достоверно известно 22 августа 2011 года, а 25 августа 2011 года она обратилась в прокуратуру Каратузского района с жалобой на действия работодателя в связи с расторжением трудового договора.

    С приказом о расторжении трудового договора она ознакомлена 25 августа 2011 года, однако от подписи отказалась и получении копии, считая его незаконным. Данное обстоятельство не оспаривается истцом и подтверждается ее письменным обращением в прокуратуру.

Также из объяснений истца следует, что в первых числах сентября 2011 года она получила трудовую книжку.

В суд с исковым заявлением о восстановлении на работе истец обратилась 18 ноября 2011 года, то есть за пределами срока, предоставленного ст. 392 ТК РФ. Доказательств наличия каких-либо причин, объективно препятствующих либо делающих невозможным обращение в суд в пределах установленного срока, истцом не представлено.

Более того, обращение в прокуратуру, по мнению суда, свидетельствует о наличии у истца возможности своевременного обращения в суд с соответствующим иском.

Поскольку оснований для признания незаконным увольнения истца <> суда не имеется, соответственно не могут быть удовлетворены и требований о взыскании заработной платы и денежной компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Федорчук Е. С. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий