о признании незаконным отказа в предоставлении адресной материальной помощи и возмещении расходов на ремонт жилого помещения



                 Р Е Ш Е Н И Е

              Именем Российской Федерации

                                     Дело № 2-664/2011

20 декабря 2011 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.П.,

с участием прокурора Герасимова Д.А.,

истца Дерюшевой В.В.,

представителя ответчика Щербакова Д.В.,

при секретаре Дорофеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах Дерюшевой В. В. к Управлению социальной защиты населения администрации <> о признании незаконным отказа в предоставлении адресной материальной помощи и возмещении расходов на ремонт жилого помещения,

                 У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением в интересах пенсионера Дерюшевой В. В. к Управлению социальной защиты населения администрации <> (далее по тексту УСЗН) о признании незаконным отказа в предоставлении адресной материальной помощи и возмещении расходов на ремонт жилого помещения, указав, что истец 1938 года рождения относится к категории граждан, одиноко проживающих супружескими парами из числа пенсионеров старше 65 лет и в соответствии в разделом 2.2 Постановления Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» вправе получить адресную материальную помощь на ремонт жилого помещения в размере не более 15000 рублей. 10 мая 2011 года Дерюшева В.В. обратилась в УСЗН с заявлением об оказании материальной помощи, но решением ответчика от 02 сентября 2011 года истцу отказано в удовлетворении заявления. Прокурор просит признать незаконным отказ и обязать ответчика выплатить Дерюшевой В.В. расходы на ремонт жилого помещения в размере 15000 рублей.

В судебном заседании прокурор Герасимов Д. А. заявленные требования поддержал, просил рассмотреть дело в порядке искового судопроизводства и пояснил, что Дерюшева В.В. на момент обращения в УСЗН относилась к категории граждан, одиноко проживающих супружескими парами из числа пенсионеров старше 65 лет. В настоящее время супруг истца умер и она является одиноким пенсионером. В соответствии с разделом 2.2 Постановления Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы», в редакции от 22.04.2011, действовавшей на момент обращения к ответчику, Дерюшева В.В. была вправе получить адресную материальную помощь в размере не более 15000 рублей. 10 мая 2011 года она обратилась в УСЗН с заявлением. 15 июня 2011 года Дерюшева В.В. предоставила ответчику полный пакет документов, в том числе и чек на приобретение строительных материалов на сумму 15966 рублей. Решением УСЗН от 02 сентября 2011 года истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на изменения, внесенные в указанное выше Постановление, поскольку адресная помощь в соответствии с внесенными изменениями предоставляется пенсионеру лишь в том случае, если средний душевой доход менее полуторакратной

величины прожиточного минимума, который составлял для пенсионеров 5308 рублей, а полуторакратная его величина 7962 рубля. Поскольку совокупная пенсия Дерюшевых составляла 24689 рублей 30 копеек и среднедушевой доход истца превышает полуторакратную величину прожиточного минимума, ответчик отказал в предоставлении адресной материальной помощи. По мнению прокурора, такой отказ является незаконным, поскольку на момент обращения истца ограничения, введенные в действие с 05 августа 2011 года отсутствовали и Дерюшевой В.В. должна быть предоставлена адресная материальная помощь на основании действовавшего на момент обращения законодательства. Заявление просил удовлетворить, признать незаконным отказ истцу в предоставлении адресной материальной помощи и взыскать с УСЗН в пользу Дерюшевой В.В. 15000 рублей в счет возмещения расходов на ремонт жилого помещения.

Истец Дерюшева В. В. в суде иск также поддержала в полном объеме по тем же доводам.

Представитель ответчика Щербаков Д. В. в суде иск не признал и пояснил, что Дерюшева В.В. действительно обращалась в УСЗН администрации <> с заявлением о предоставлении материальной помощи на ремонт жилого помещения. Полный пакет документов был предоставлен ею 15 июня 2011 года. На момент обращения, Дерюшева В.В. проживала с супругом, и размер их совокупной пенсии составлял 24689,30 рублей, а их среднедушевой доход 12344,65 рублей. Постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2011 № 430-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы» в Постановление Правительства края от 16.11.2010 № 559-п внесены изменения, согласно которым адресная материальная помощь одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет предоставляется при условии, что их доход (среднедушевой доход) за 3 последних календарных месяца, предшествующих подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров. На момент обращения истца, деньги, поступившие по программе, были уже распределены и израсходованы. А на момент рассмотрения обращения Дерюшевой В.В., среднедушевой доход истца и ее супруга превышал указанную выше величину, в связи с чем, решением от 02 сентября 2011 года Дерюшевой В.В. было отказано в оказании такой помощи. Очередная часть денежных средств по этой программе поступила в декабре 2011 года, но выплатить УСЗН их не может т.к. истец не подпадает под действие этой программы. В удовлетворении иска просил отказать.

Привлеченное в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство социальной политики <> представило письменные возражения относительно заявления прокурора, указав, что Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы действует на территории Красноярского края и утверждена Постановлением Правительства края от 16.11.2010 № 559-п. Законом края органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края переданы государственные полномочия по предоставлению единовременно адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке. Распределение средств бюджетам муниципальных образований края осуществляется с учетом численности одиноко проживающих пенсионеров старше 65 лет, нуждающихся в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки. В связи с тем, что предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилых помещений является дополнительной мерой социальной поддержки, Красноярский край вправе предусмотреть то количество денежных средств, которое может быть выделено в бюджете края в расчете на то количество граждан, на которое хватит этих денежных средств.

Поскольку средства 2011 года по Долгосрочной программе израсходованы в полном объеме, установленные Программой обязательства, по мнению Министерства социальной политики <> исполнены и у истца отсутствует право требовать выплату единовременной адресной материальной помощи.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – Министерства социальной политики <> надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем, суд, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, нашел возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Заслушав объяснения прокурора, истца и представителя ответчика, обсудив доводы письменных возражений третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании истец Дерюшева В. В. <> года рождения является одиноко проживающим пенсионером.

12 мая 2011 года в УСЗН администрации <> от истца поступило заявление об оказании материальной помощи на ремонт жилого помещения. На момент обращения истец проживала с супругом Дерюшевым Ф. П. <> года рождения, инвалидом 2 группы, пенсионером старше 65 лет.

Таким образом, на момент обращения к ответчику истец и ее супруг относились к одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет.

Полный пакет требуемых документов представлен истцом 15 июня 2011 года.

Решением Комиссии по распределению средств единовременной материальной помощи УСЗН администрации <> от 02 сентября 2011 года Дерюшевой В.В. отказано в предоставлении такой помощи.

В соответствии с п.2.3.1. Долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п (в редакции от 22.04.2011 действовавшей на момент обращения истца) оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет (далее - пенсионеры) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15000 рублей.

Предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения носит заявительный характер.

Пенсионерам, имеющим право на получение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одновременно по нескольким нормативно-правовым актам, единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения может быть предоставлена по одному или нескольким нормативно-правовым актам, но ее размер не может превышать в совокупности наибольшего максимального размера, установленного данными нормативно-правовыми актами.

Для получения единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения пенсионеры подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа <> следующие документы и информацию:

заявление об оказании адресной помощи;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пенсионера;

документ, подтверждающий состав семьи пенсионера (справку о составе семьи, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту пребывания и пр.);

документ, подтверждающий необходимость проведения ремонта занимаемого жилого помещения (акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства) либо оригиналы платежных документов, подтверждающих фактическую оплату расходных материалов для проведения ремонта и (или) оказанных услуг (работ) по ремонту занимаемого жилого помещения. В случаях когда акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не может быть представлен ввиду отсутствия по месту жительства заявителя управляющей компании и уполномоченного органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган, осуществляющий назначение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, самостоятельно производит осмотр жилого помещения и составляет акт обследования, в котором перечисляются виды и объем необходимых ремонтных работ.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ее размере принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края в установленные им сроки и порядке.

Основаниями для принятия уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края решения об отказе в выплате единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:

принадлежность лица, обратившегося за единовременной адресной материальной помощью на ремонт жилого помещения, к категории лиц, не имеющих право на ее получение в соответствии с настоящим пунктом программы;

неполное представление документов, требуемых для оказания единовременной адресной материальной помощи.

Выплата единовременной адресной материальной помощи производится через почтовые отделения по месту жительства заявителя либо посредством перечисления на счет пенсионера в выбранной им кредитной организации.

Материалами дела подтверждено, что на момент обращения, указанных выше оснований для принятия решения об отказе Дерюшевой В.В. в выплате единовременной адресной помощи на ремонт жилого помещения, у ответчика не было.

Согласно п.11 Административного регламента предоставления муниципальных услуг, утвержденного Постановлением администрации Каратузского района от 04.04.2011 № 338-п, решение об оказании единовременной помощи либо мотивированный отказ в ее оказании принимается в тридцатидневный срок со дня обращения. Следовательно, обращение истца после предоставления полного пакета требуемых документов 15.06.2011 должно быть рассмотрено с принятием соответствующего решения не позднее 15 июля 2011 года.

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2011 № 430-п в Постановление Правительства края от 16.11.2010 № 559-п внесены изменения в том числе и в п. п.2.3.1. Долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы.

Согласно измененной редакции, которая начала действовать с 05 августа 2011 года,

оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет, доход (среднедушевой доход) которых за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров по соответствующей группе территорий Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15000 рублей в течение периода действия программы.

    Поскольку на момент обращения истца и в период времени, установленный для рассмотрения обращения и принятия решения действовала редакция Долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, согласно которой истец не относилась к категории лиц, не имеющих право на ее получение в соответствии с п.2.3.1 Программы, то требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

При этом доводы письменных возражений Министерства социальной политики <> об отсутствии денежных средств суд отвергает, поскольку представителем ответчика в судебном заседании подтверждено поступление в декабре 2011 года денежных средств по рассматриваемой долгосрочной целевой программе.

    Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                 Р Е Ш И Л :

    Заявление прокурора Каратузского района удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации <> от 02 сентября 2011 года об отказе в предоставлении Дерюшевой В. В. единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <> в пользу Дерюшевой В. В. в счет предоставления единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в кассационном порядке, в течение десяти дней десяти дней после принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий