о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением



Дело № 2-10/2012

                                        

                    Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

17 января 2012 года                             с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

представителя истца Копленко Е.И.,

представителя ответчика Логунова А.П.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елистратова В. В.ича администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

                 У С Т А Н О В И Л:

    Елистратов В.В. обратился в суд с иском к администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением. Требования мотивировал тем, что относится к категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли. Окончил обучение в <> ПУ-82, а также прошел военную службу по призыву. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности. Просил возложить на администрацию <> обязанность обеспечить его жилым помещением в <>.

    В судебном заседании представитель истца Копленко Е. И. (допущена к участию в деле по письменному ходатайству истца) иск поддержала, пояснив, что родители истца- мать Я. и отец Е.. умерли, в связи с чем истец был передан под опеку. Проживал совместно со старшим братом в доме № <> по <>. Дом изначально принадлежал колхозу им. <>, а в последствии передан на баланс администрации <> сельсовета. В 2007 г. со страшим братом истца Б. заключен договор социального найма на указанный жилой дом. Однако, в 2010 г., когда Елистратов В.В. проходил военную службу, дом сгорел. В настоящее время истцу проживать негде. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

    Представитель администрации <> Логунов А. П. (полномочия подтверждены доверенностью) иск не признал, пояснив, что администрация может выполнить обязанность по предоставлению истцу жилья только в случае соответствующего финансирования на эти цели из бюджета Красноярского края. Кроме того, у истца имелось жилое помещение, которое пострадало в результате пожара. Лицо, виновное в пожаре должно восстановить данное помещение.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство образования и науки <> края, а также орган опеки и попечительства.

Представители третьих лиц, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, при этом представитель Министерства образования обратился с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая, при этом возражая против иска.

Представитель органа опеки и попечительства о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания либо о слушании дела в свое отсутствие не представил.

С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц- Министерства образования и науки <> края и органа опеки и попечительства.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Елистратов В. В.ич <> года рождения является сыном Я. и Е.

Отец истца умер <>, а мать- <>, что подтверждается свидетельствами о смерти, выданными <> территориальным отделом ЗАГС.

    Постановлением главы <> сельсовета от <><>, над несовершеннолетним Елистратовым В.В. и его братом Б. учреждена опека, опекуном назначена Ц..

    Принимая во внимание, что родители истца умерли, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.    

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно- правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

    Так, ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

    Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ ( в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

    В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.    

Из материалов дела видно и судом установлено, что в собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. Также не имели в собственности жилых помещений и родители Елистратова В.В., что также подтверждено аналогичной информацией.

В 2007 г. с Б. (братом истца) заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного в <> ул. <>.

С <> по <> Елистратов В.В. проходил военную службу по призыву. В период прохождения военной службы, в феврале 2010 года в вышеуказанном жилом доме произошел пожар, в результате которого дом стал непригодным для проживания. В настоящее время Елистратов В.В. не имеет жилого помещения.

    С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Елистратов В.В. имеет право на социальную поддержку со стороны государства.     

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.

Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.

    В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, после окончания пребывания в образовательном учреждении л учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является полномочием субъекта РФ.

    В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению жилым помещением Елистратова В.В. подлежит возложению на администрацию <>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Иск Елистратова В.В. удовлетворить.

    Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Елистратову В. В.ичу жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение тридцати дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий