Дело № 2-21/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2012 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием истцом Кравцова А.А.. Кравцовой А.Н.,
представителя истцов Лыскова А.С.,
ответчика Витиной О.В.,
представителя третьего лица Юрковой Т.В.,
при секретаре Винтер Г.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова А. А.овича, Кравцовой А. Н. к Витиной О. В. о расторжении договора купли- продажи недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Кравцова А.А., Кравцова А.Н. обратились в суд с иском к Витиной О.В. о расторжении договора купли- продажи недвижимого имущества- жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <>.
В обоснование заявленного требования указали, что 13 апреля 2011 года приобрели по договору купли- продажи указанное недвижимое имущество, оплатив его стоимость 17.05.2011 г. путем перечисления денежных средств на расчетный счет. 09 июня 2011 г. зарегистрировано право собственности. Жилое помещение построено Витиной О.В. самостоятельно, с нарушением градостроительных и санитарных норм и правил. Кроме того, на приобретенное имущество стали претендовать третьи лица. По указанным основаниям просили расторгнуть договор купли- продажи от 13.04.2011 г. жилого дома и земельного участка.
В судебном заседании истец Кравцов А. А.ович, поддержав заявленные исковые требования, пояснил, что его семья является участником целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках данной программы его семье выделена денежная сумма для приобретения жилья. Из объявлений узнал о продаже дома по <> Совместно с представителем Витиной О.В. осмотрели дом, усадьбу. Поскольку все было под снегом, осмотр был поверхностный. Составили договор купли- продажи жилого дома и земельного участка, в котором указали, что дом осмотрен, претензий по качеству нет. Договоры сдали в регистрационную службу для регистрации. Впоследствии техническое состояние дома перестало его устраивать, поскольку он смог детально все осмотреть. В частности, вода не пригодна для питья и приготовления пищи, на усадьбе разрушена баня, нет септика, имеется трещина в стене. Кроме того, на мебель, находящуюся в доме стал претендовать сын Витиной О.В., что договором не предусмотрено. В спорный дом его семья фактически не вселялась и до настоящего времени в нем не проживала. В таком доме жить невозможно, поэтому он просит расторгнуть заключенный 13.04.2011 г. договор купли- продажи и вернуть стороны в первоначальное состояние.
Истец Кравцова А. Н., также поддержав исковые требования, пояснила, что сама лично осматривала спорный жилой дом. Его внутреннее состояние ей понравилось, однако требовалось проведение косметического ремонта. В последующем дом осматривал супруг. Когда составили договор купли- продажи, она его подписала, хотя и не в полном объеме понимала значение некоторых выражений. Впоследствии договор зарегистрировали в установленном порядке. Затем, осмотрев дом более детально, обнаружили, что в таком доме проживать с детьми нельзя. Просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель истцов Лысков А. С. исковые требования поддержал и пояснил, что стороны не в полной мере осознавали смысл и значение некоторых выражений, содержащихся в договоре купли- продажи жилого дома и земельного участка. Приобретенный ими в результате данной сделки дом не отвечает требованиям градостроительного и санитарного законодательства, что существенно нарушает права и интересы истцов. Просил удовлетворить иск.
Ответчик Витина О. В. иск не признала, пояснив, что до 2011 года являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу <> Дом построен ее семьей самостоятельно и введен в эксплуатацию в установленном порядке. В 2011 г. возникла необходимость в продаже дома, для чего она выдала доверенность представителю риэлтерской компании С. на заключение сделки купли- продажи дома. В апреле 2011 г. узнала, что дом намерены купить Кравцовы. С ними у нее состоялась договоренность, что они вместе с домом приобретают и находящуюся в доме мебель, за исключением «стенки». Кравцов А.А. просил у нее деньги в сумме 200 тыс. на косметический ремонт, но она отказалась, поскольку цена дома установленная ею, соответствовала состоянию дома и усадьбы. Кравцов сам лично осмотрел дом, усадьбу, включая и баню, и никаких претензий не высказывал. После заключения и подписания договора, ей выплатили оговоренную сумму. Полагает, что оснований для расторжения договора купли- продажи нет, в связи с чем просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица- Управления Росреестра по <>- Юркова Т. В. (полномочия подтверждены доверенностью) возражала против иска, пояснив, что в апреле 2011 года она принимала для государственной регистрации договор купли- продажи жилого дома и земельного участка. Заключенный между Кравцовыми и Витиной. Она лично спрашивала у Кравцовых, осмотрен ли ими дом и устраивает ли их его состояние. Истцы ответили, что их все устраивает. В ее присутствии стороны подписали договор, и она приняла документы для государственной регистрации. От имени Витиной выступал и подписывал договор представитель по нотариальной доверенности. Впоследствии она выдала истцам свидетельства о государственной регистрации права.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч.1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п.1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п.1 ст.425 ГК).В соответствии с п.1 ст.556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Судом установлено, что 13 апреля 2011 года между Витиной О.В., в лице ее представителя С., с одной стороны, и Кравцовым А.А., Кравцовой А.., действующих от себя и от имени своих детей,- с другой, заключен договор купли- продажи жилого дома. По условиям данного договора, ответчик продала, а истцы купили в общую долевую собственность, жилой дом, расположенный по адресу <>. Дом трехкомнатный, двухэтажный, арболитово-деревянного исполнения, общей площадью 142,7 кв.м., в том числе жилой площадью 70, 5 кв.м.
В соответствии с п. 3 Договора, жилой дом продан за 1313280 руб. Дом приобретается в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы».Социальная выплата в качестве оплаты по договору купли- продажи должна быть перечислена со счета, открытого имя Кравцовой А.Н. в Акционерном инвестиционном коммерческом банке «Енисейский объединенный банк» на счет, открытый на имя Витиной О.В.
Согласно п. 8 Договора до подписания договора, жилой дом осмотрен. На момент осмотра недостатков, препятствующих использованию жилого помещения для проживания, не обнаружено. Жилой дом пригоден для проживания, соответствует санитарно- гигиеническим нормам. Покупатель ознакомился с количественными и качественными характеристиками жилого дома. Стороны претензий друг к другу не имеют. Договор имеет силу передаточного акта.
Одновременно с договором купли- продажи жилого дома, стороны заключили договор купли- продажи земельного участка, общей площадью 453 кв.м., расположенный по адресу <>. Цена земельного участка сторонами определена в 500 руб. Земельный участок покупателями также осмотрен, и недостатков, препятствующих использованию по целевому назначению, не установлено (п.8 Договора).
18 апреля 2011 года за Кравцовым А.А., Кравцовой А.Н.. и их детьми: К.М., К.П., К.Ю., К.Е. зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/6 доле, на спорные жилой дом и земельный участок, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права. (л.д. 11-22)
17 мая 2011 года на счет Витиной О.В. перечислены денежные средства в качестве оплаты по договору купли- продажи от 13.04.2011 г., что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями (л.д.9-10)
Таким образом, в соответствии с положениями вышеприведенных договоров, каждой стороной в полном объеме выполнены их обязательства, предусмотренные договорами. Ответчик Витина О.В. передала в собственность истцов Кравцовых, принадлежащий ей на праве частной собственности жилой дом и земельный участок, расположенные в <> В свою очередь, истцы приняли от ответчика спорное недвижимое имущество и уплатили его стоимость. С момента заключения сделки недвижимое имущество находится во владении и пользовании истцов, что ими не оспаривается.
Доводы истцов об отсутствии передаточного акта, не могут служить основанием для расторжения сделки, поскольку в договоре купли – продажи жилого дома и земельного участка прямо указано о том, что данные договоры имеют силу передаточного акта, в связи с чем составление акта в виде отдельного документа, в данном случае не требуется. Кроме того, факт получения спорного имущества в свое владение истцами не оспаривается.
Также суд отвергает доводы истцов о непригодности приобретенного ими жилого дома для проживания, поскольку доказательств, с достоверностью подтверждающих данные доводы, суду не представлено.
Кроме того, истцами до заключения и подписания договора, проводился осмотр жилого дома и земельного участка, и недостатков, препятствующих использованию дома для проживания, не установлено, что прямо отражено в договоре. Поскольку договор является обоюдной сделкой двух сторон, заключенной при взаимном волеизъявлении, суд приходит к выводу о том, что истцы в момент заключения сделки были полностью удовлетворены качеством и состоянием приобретаемого ими недвижимого имущества.
После подписания договоров купли- продажи спорное имущество полностью перешло в их владение, и ответчиком не использовалось, то есть ухудшения состояния имущества ответчиком не произведено.
Истцами не приведено каких-либо доказательств того, что после заключения ими договора купли- продажи существенно изменились обстоятельства, из которых они исходили при заключении договора.
При таких обстоятельствах оснований для расторжения сделки купли- продажи жилого дома и земельного участка, по мнению суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Кравцову А. А.овичу и Кравцовой А. Н. в удовлетворении требований, предъявленных к Витиной О. В. о расторжении договора купли- продажи жилого дома и земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Красноярский краевой суд, в течение тридцати дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий