№ 2-150/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23 апреля 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Борзенко А.Г.
с участием прокурора Ланг К.В.
истца Кринталь В.М.
представителя истца Кринталь Е.О.
представителя ответчика Щербакова Д.В.
при секретаре Улеевой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Кринталь В. М. к Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и взыскании расходов на ремонт жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района с учетом уточнений в интересах
Кринталь В.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения (УСЗН) администрации Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и взыскании денежной суммы. Требования мотивировал тем, что Кринталь В.М.1937 года рождения относится к категории одиноко проживающих супружескими парами из числа пенсионеров старше 65 лет. На основании раздела 2.2 Постановления Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010 № 559-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Старшее поколение на 2011-2013 годы» вправе получить адресную материальную помощь на ремонт жилого помещения. 1 июля 2011 года Кринталь В.М. обратился в УСЗН с заявлением об оказании указанной помощи на ремонт жилого помещения-замену бака-аккумулятора, представив документы обоснования расходов в сумме 16.000 рублей. 5 сентября 2011 года комиссией УСЗН отказано в предоставлении Кринталь В.М. адресной материальной помощи поскольку размер его пенсии превышает полуторакратную величину прожиточного минимума. Данный отказ незаконен, поскольку действующая редакция постановления Правительства Красноярского края от 16 октября 2010 года №559-п вступила в законную силу 5 августа 2011 года. До указанной даты ограничений, связанных с суммой ежемесячного дохода пенсионера не предусматривалось.
В соответствии с п. 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Каратузского района», утвержденного постановлением администрации Каратузского района № 338-п от 4 апреля 2011 года, решение об оказании единовременной помощи либо мотивированный отказ, принимается в 30-дневный срок с момента обращения в МУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Необходимые документы представлены Кринталь В.М. 1 июля 2011 года, в связи с чем решение по его заявлению должно быть принято не позднее 1 августа 2011 года, то есть в период действия прежней редакции постановления Правительства Красноярского края № 559-п, не предусматривавшей ограничения по сумме дохода пенсионера при решении вопроса о предоставлении ему адресной материальной помощи.
Поэтому бездействие УСЗН является незаконным, нарушающим права Кринталь В.М. на получение адресной материальной помощи.
Просил признать незаконным бездействие УСЗН в части отказа в возмещении расходов на ремонт жилого помещения, и взыскать с УСЗН в пользу Кринталь В.М. 15.000 рублей в качестве возмещения расходов на ремонт жилого помещения.
В судебном заседании истец Кринталь В.М. и его представитель Кринталь Е.О. исковые требования прокурора поддержали, при этом Кринталь Е.О. пояснила, являются одиноко проживающими пенсионерами, проживают в квартире по <> <> <>. В квартире требовался ремонт системы отопления и замена бака-аккумулятора, на который у них не хватает денежных средств. По этой причине 1 июля 2011 года Кринталь В.М. обратился в УСЗН с заявлением об оказании материальной помощи, представив соответствующие документы, обосновывающие как необходимость ремонта, так и стоимость бака-аккумулятора. Заявление было зарегистрировано, однако какого-либо ответа длительное время не давалось. 5 сентября 2011 года был получен ответ об отказе в материальной помощи в связи с тем, что размер пенсии полуторакратный размер прожиточного минимума. С таким решением не согласны, поэтому просят удовлетворить иск и взыскать в их пользу 15.000 рублей.
Представитель ответчика УСЗН администрации Каратузского района Щербаков Д.В. (полномочия подтверждены доверенностью), иск не признал и пояснил, что для реализации целевой программы «Старшее поколение» предусматривалось определенная сумма денежных средств. По окончанию данных средств действие программы прекращается. Реализация указанной программы может быть продолжена с началом очередного финансового года. Кроме того, на день рассмотрения заявления Кринталь В.М. действовала редакция постановления, ограничивающая право пенсионера на получение адресной помощи. Так, на получение помощи не могут рассчитывать лица, чей размер пенсии превышает полуторакратную величину прожиточного минимума. Пенсия, ежемесячно выплачиваемая истцу, указанный размер превышает. Просил отказать в иске.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Каратузского района и Министерство социальной политики Красноярского края.
Представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили. Судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены: Министерство социальной политики Красноярского края 10 апреля 2011 года посредством факсимильной связи, факт получения извещения подтверждается отчетом об отправке; представитель администрация Каратузского района 5 апреля 2011 года непосредственно в судебном заседании при отложении судебного разбирательства в связи с неявкой представителя Министерства социальной политики Красноярского края.
В своем отзыве на исковое заявление представитель Министерства социальной политики Красноярского края просил в удовлетворении иска отказать, поскольку требования к УСЗН администрации Каратузского района не основаны на законе, истцом не доказан факт оплаты понесенных расходов.
С учетом мнения истца, его представителя и прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ФЗ № 184 ФЗ от 6 октября 1999 года « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены к полномочиям субъекта российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 ноября 2010 года № 559-п утверждена долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы.
Целью программы является повышение качества и уровня жизни граждан пожилого возраста, проживающих в Красноярском крае.
Одним из мероприятий целевой программы является оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет (не более 15,0 тыс. руб.).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельным законом Красноярского края наделяются государственными полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет.
Разделом 2.3.1 Программы (в редакции Постановления от 22 апреля 2011 года) предусмотрено, что оказание единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет (далее - пенсионеры) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в размере не более 15.000 рублей.
Предоставление единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения носит заявительный характер.
Пенсионерам, имеющим право на получение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одновременно по нескольким нормативно-правовым актам, единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения может быть предоставлена по одному или нескольким нормативно-правовым актам, но ее размер не может превышать в совокупности наибольшего максимального размера, установленного данными нормативно-правовыми актами.
Для получения единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения пенсионеры подают в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края, следующие документы и информацию:
-заявление об оказании адресной помощи;
-копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пенсионера;
-документ, подтверждающий состав семьи пенсионера (справку о составе семьи, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета;
-свидетельство о регистрации по месту пребывания и пр.);
-документ, подтверждающий необходимость проведения ремонта занимаемого жилого помещения (акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства), либо оригиналы платежных документов, подтверждающих фактическую оплату расходных материалов для проведения ремонта и (или) оказанных услуг (работ) по ремонту занимаемого жилого помещения. В случаях когда акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный управляющей компанией или уполномоченным органом органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не может быть представлен ввиду отсутствия по месту жительства заявителя управляющей компании и уполномоченного органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган, осуществляющий назначение единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, самостоятельно производит осмотр жилого помещения и составляет акт обследования, в котором перечисляются виды и объем необходимых ремонтных работ;
-информацию о расчетном счете заявителя в кредитной организации в случае перечисления материальной помощи на расчетный счет.
Копии документов, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала.Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения, ее размере принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края в установленные им сроки и порядке.
Основаниями для принятия уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края решения об отказе в выплате единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:
принадлежность лица, обратившегося за единовременной адресной материальной помощью на ремонт жилого помещения, к категории лиц, не имеющих право на ее получение в соответствии с настоящим пунктом программы;
неполное представление документов, требуемых для оказания единовременной адресной материальной помощи.
Выплата единовременной адресной материальной помощи производится через почтовые отделения по месту жительства заявителя либо посредством перечисления на счет пенсионера в выбранной им кредитной организации.
Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5518 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке», полномочия по предоставлению единовременной адресной материальной помощи переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Средства на финансирование единовременной адресной помощи предусмотрены в форме субвенций бюджетам районов и округов.
Во исполнение предоставленных полномочий, а также постановления Правительства края № 559-п администрацией Каратузского района постановлением от 4 апреля 2011 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание единовременно материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Каратузского района»
В соответствии с п. 11 Административного регламента, решение об оказании единовременной материальной помощи либо отказ в ее оказании принимается комиссией в течение 30 дней с момента обращения гражданина в муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Судом установлено, что Кринталь В.М., 10 февраля 1937 года рождения является пенсионером, достигшим возраста старше 65 лет. Семья проживает в принадлежащем на праве частной собственности жилом помещении, расположенном в <> <> <> (л.д.13).
29 июня 2011 года комиссией администрации Каратузского сельсовета Каратузского района Красноярского края по итогам обследования жилого помещения семьи Кринталь В.М. принято решение об оказании ей материальной помощи на замену межкомнатного бака-аккумулятора (л.д.9).
30 июня 2011 года глава Каратузского сельсовета обратился в УСЗН администрации Каратузского района с ходатайством об оказании материальной помощи Кринталь В.М. по программе «Старшее поколение» (л.д.8).
С аналогичным заявлением в УСЗН 1июня 2011 года обратился Кринталь В.М. (л.д.7). К заявлению истцом приложены: ходатайство администрации села, акт материально-бытового обследования, справка администрации сельсовета о составе семьи, справки о размере пенсии. Впоследствии дополнительно представлена накладная о стоимости бака (л.д.10),
5 сентября 2011 года комиссией УСЗН рассмотрено заявление Кринталь В.М. и принято решение об отказе в предоставлении адресной материальной помощи в связи с превышением размера пенсии истца полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров южной группы районов Красноярского края.
Принимая данное решение, комиссия руководствовалась Постановлением Правительства Красноярского края № 559-п, в редакции, действовавшей на день принятия решения-от 19 июля 2011года.
Между тем данное решение не может быть признано законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и не оспаривается представителем ответчика, что Кринталь В.М. обратился в уполномоченный орган, определенный органом местного самоуправления- УСЗН администрации Каратузского района, с заявлением об оказании материальной помощи, 1 июня 2011 года, то есть в период действия редакции постановления Правительства края № 559-п от 2 апреля 2011 года. К заявлению приложены все документы, предусмотренные разделом 2.3.1 Целевой программы «Старшее поколение», а также п. 13 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Каратузского района. Так, данными нормативно-правовыми актами предусмотрена необходимость предоставления документа, подтверждающего необходимость ремонта или платежного документа в случае фактической оплаты расходных материалов для ремонта.
Таким образом, в зависимости от того, понес ли пенсионер ко дню своего обращения в УСЗН расходы на ремонт, он должен предоставить документ, подтверждающий эти расходы. При этом если расходы заявителем не понесены, соответственно он должен предъявить только документ, подтверждающий необходимость ремонта.
Несмотря на предоставление истцом полного пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении ему адресной материальной помощи, заявление истца рассмотрено только 5 сентября 2011 года, то есть по истечению более двух месяцев со дня обращения, тогда как п. 11 Административного регламента предусмотрен 30-дневный срок рассмотрения таких заявлений.
Редакция постановления Правительства № 559-п, на которую сослался ответчик при принятии решения об отказе в предоставлении истцу материальной помощи, введена в действие постановлением Правительства Красноярского края от 19 июля 2011 года № 430-п, которое вступило в законную силу по истечению 10 дней со дня официального опубликования, состоявшегося 25 июля 2011 года. Данной редакцией введено ограничение при предоставлении адресной материальной помощи одиноко проживающим пенсионерам в возрасте старше 65 лет. Так, помощь не может быть предоставлена пенсионерам имеющим доход, превышающий полуторакратную величину прожиточного минимума, установленного для данной категории населения определенной группы районов края.
Между тем, данное ограничение введено после обращения Кринталь В.М. с соответствующим заявлением в УСЗН администрации Каратузского района. Поскольку нормы законодательства, действовавшего на день обращения истца в УСЗН, предусматривали возможность получения материальной помощи независимо от величины доходов, то истец имел право на получение помощи на ремонт бака-аккумулятора в случае своевременного, в установленные сроки, рассмотрения его обращения.
Данное право ответчиком нарушено, поскольку вместо предусмотренного 30-дневного срока обращение Кринталь В.М. рассматривалось более двух месяцев.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в его пользу стоимости бака-аккумулятора, подлежащего замене.
Данное требование, по мнению суда, подлежит частичному удовлетворению, поскольку обращение истца за оказанием материальной помощи имело место в период действия постановления Правительства Красноярского края № 559-п, предусматривавшего право истца на получение данной помощи. Реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от бездействия ответчика, выразившегося в существенном нарушении сроков рассмотрения обращения истца.
Сумма расходов, необходимых для замены бака-аккумулятора составляет 16.000 рублей, подтверждена истцом представленной накладной.
Вместе с тем, в соответствии с долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» размер единовременной материальной помощи не может превышать 15.000 рублей. Поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика указанную сумму в пользу истца.
Доводы представителя ответчика о том, что на момент принятия решения Кринталь В.М. не имел права на получение материальной помощи в связи с тем, что размер получаемой им пенсии превышает полуторакратный размер прожиточного минимума, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что на момент обращения Кринталь В.М. имел право на оказание материальной помощи.
Несостоятельными, не основанными на законе суд находит и доводы представителя ответчика о том, что помощь не была оказана истцу в связи с отсутствием денежных средств, поскольку реализация гарантированного истице нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации права на материальную помощь не может зависеть от наличия или отсутствия финансирования.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя третьего лица-Министерства социальной политики Красноярского края о том, что требования о взыскании суммы с УСЗН администрации Каратузского района не основаны на законе, а истцом не доказан факт оплаты понесенных расходов, поскольку не основаны на материалах настоящего гражданского дела и опровергаются всей совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании. Судом установлено, что долгосрочной целевой программой «Старшее поколение» предусмотрено оказание материальной помощи, в том числе, при предъявлении документа, подтверждающего необходимость ремонта, что было выполнено Кринталь В.М.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика, а также третьего лица не представлено суду доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что у Кринталь В.М. на момент его обращения с соответствующим заявлением об оказании материальной помощи отсутствовало право на оказание таковой.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета и госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Кринталь В. М. удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района, выразившееся в не предоставлении адресной материальной помощи Кринталь В. М.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района за счет средств, поступающих на счет Управления для выплаты единовременной адресной материальной помощи в пользу Кринталь В. М. в возмещение расходов на приобретение бака-аккумулятора 15.000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Каратузский район» Красноярского края в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Каратузский районный суд.
Председательствующий: