о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-441/2012

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29 августа 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.,

с участием помощника прокурора Каратузского района Ланг К.В.,

истца Обединой М.В.,

представителя ответчика Дэка Э.В.,

при секретаре Дорофеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Обединой М. В. к администрации <> и Министерству образования и науки <> края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,

                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Обединой М.В. к администрации <> Министерству образования и науки <> края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением. В обоснование иска сослался на то, что Обедина М.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец лишен родительских прав, а мать признана безвестно отсутствующей. В собственности жилья не имеет, по договору социального найма истице жилье также не предоставлялось. Просит возложить обязанность на Министерство образования и науки <> края поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилье, а на администрацию <> обеспечить Обедину М.В. за счет средств бюджета <> края жилым помещением в <>, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истица Обедина М.В. требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что ее отец - Обедин В.А. в 2003 году лишен родительских прав, мать – Обедина С.А. признана безвестно отсутствующей. В 2012 году оканчивает учебное заведение. Собственного жилья не имеет, по договору социального найма жилье ей не предоставлено, органом опеки и попечительства вопрос о предоставлении ей жилья не решен. В 2011 году Министерством образования и науки <> края ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, ответчиком оставлено без удовлетворения, с чем она не согласна. В 2012 году повторно обратилась в Министерство образования и науки <> края с просьбой, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Иск просила удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <> Дэка Э.В. (полномочия подтверждены доверенностью от 25 мая 2012 года), иск не признал, пояснив, что постановка на учет лиц, оставшихся без попечения родителей которые нуждаются в предоставлении жилья, осуществляется в соответствии с установленным порядком, в том числе путем подачи соответствующих документов. Денежные средства на приобретение жилья из краевого бюджета выделяются только после того, как лицо будет поставлено на учет в качестве нуждающегося. Иск прокурора просил оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика- Министерства образования и науки <> края Юманов М.И. извещен о дате судебного рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении извещения 16 августа 2012 года. При таких обстоятельствах, суд признает извещение ответчика надлежащим.

В своих письменных возражениях относительно исковых требований просил исковые требования прокурора оставить без удовлетворения в связи с тем, что Обединой М.В. на момент обращения в суд исполнилось 23 года. Полагает, что прокурор в данном случае не обладал правом обращения в суд с иском в интересах Обединой. Также указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у Обединой прав на недвижимость.

    Вместе с тем, будучи надлежаще извещенным, о дате рассмотрения дела, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.

    С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки <> края.

Третье лицо- Управление образование администрации <> судом, извещением от 12 августа 2012 года надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило.

С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица- Управления образования администрации <>.

Изучив материалы дела, заслушав истца Обедину М.В., прокурора Ланг К.В., представителя ответчика Дэка Э.В., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Обедина М.В., <> года рождения является дочерью Обедина В.А. и Обединой С.А., что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д.9).

Отец истицы – Обедин В.А. лишен родительских прав на основании решения Каратузского районного суда от 16 сентября 2003 года вступившего в законную силу 26 сентября 2003 года (л.д.11).

Мать истицы - Обедина С.А. решением Каратузского районного суда от 19 декабря 2002 года вступившим в законную силу 29 декабря 2002 года признана безвестно отсутствующей (л.д.10).

Постановлением главы <> сельской администрации <> края от <> над несовершеннолетней Обединой М.В. учреждена опека. Опекуном назначена Л.И.М

Постановлением главы <> сельсовета <> <> края от <> Л.И.М освобождена от обязанностей опекуна Обединой М.В. и опекуном истца назначен Л.М.И

    Принимая во внимание, что один из родителей истца признан безвестно отсутствующим, а второй лишен родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

    Как следует из представленных материалов, за Обединой М.В. постановлением и.о. главы <> от <> <>-п до ее совершеннолетия было закреплено жилое помещение-квартира расположенная в <> <> края <>1 (л.д.16).

Постановлениями <> <> края от <> <>-п и <> <>-п акт о закреплении за Обединой М.В. жилого помещения отменен (л.д.17-18).

Из имеющегося в материалах дела договора социального найма жилого помещения от <> следует, что нанимателем жилого помещения- квартиры в <> <> края <>1 является Л.М.И совместно с которым в названное жилое помещение вселены члены его семьи Л.О.М, Л.И.М, Л.А.И и Л.А.М (л.д.26-29).

Таким образом, истец закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

В собственности либо на условиях социального найма истец, а также ее родители Обедин В.А. и Обедина С.А. жилья не имели и не имеют. В приватизации истец не участвовал, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (л.д. 43-45, 49-51).

Постановлением главы <> сельсовета <> от <> <>-п Обедина М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилье как сирота (л.д.37).

    В период с <> по <> истец обучалась по очной форме в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» по специальности «социальная работа», что подтверждается справкой образовательного учреждения (л.д.58).

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.    

Судом установлено, что за Обединой М.В. жилое помещение не закреплено, что подтверждается сведениями администрации Каратузского сельсовета. Согласно данным Федеральной регистрационной службы истец, а также ее родители Обедин В.А. и Обедина С.А. в собственности жилья не имели и не имеют.

По договору социального найма на момент рассмотрения дела жилое помещение Обединой М.В. не предоставлялось.

Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в июне 2012 года окончившим учебное заведение – ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» по специальности «социальная работа» по очной форме.

Вопрос о постановке Обединой М.В. в очередь лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, решен не был, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика.

Таким образом, фактически она была лишена конституционного права на жилище.

Обсуждая доводы представителя ответчика администрации <> о том, что <> не был предоставлен необходимый пакет документов, предусмотренных п. 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года), а также о том, что обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных приведенным выше Указом Губернатора Красноярского края, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что Обединой О.М. пакет таких документов предоставлялся. Осталась без попечения родителей, будучи несовершеннолетней, о чем было известно органу опеки и попечительства, обладает правом внеочередного получения жилого помещения.

Давая оценку доводам представителя ответчика Министерства образования и науки <> края, что Обединой М.В. на момент обращения в суд исполнилось 23 года, и о том, что в материалах дела отсутствуют сведения об отсутствии у Обединой прав на недвижимость, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что в период с 1 сентября 2006 года по 30 июня 2012 года истец обучалась по очной форме в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» и до 30 июня 2012 года проживала в общежитии, предоставленным учебным заведением, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.8) и имела возможность прибыть в <> только по окончании образовательного учреждения.

Иск в интересах Обединой прокурором был предъявлен 29 июня 2012 года.

При таких обстоятельствах в данном случае, достижение истцом 23-летнего возраста не может служить препятствием для внеочередного предоставления жилого помещения.

Как полагает суд, постановка истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, не может являться обстоятельством, препятствующим обеспечению ее как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, так как в связи с обучением и проживанием в жилье предоставленном учебным заведением, возможность истицы проживать самостоятельно образовалась только после окончания обучения.

Кроме этого, в материалах дела имеется информация Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии об отсутствии у Обединой права на жилое помещение.

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Кроме этого, Бюджетный кодекс РФ, определяет возникновение расходных обязательств (гл. 11 Кодекса).

Вместе с тем, прокурор, обратившийся в суд в интересах Обединой М.В. ни сам истец в силу закона не являются участками бюджетных отношений, следовательно, вопросы финансирования и определения уровня бюджета за счет которого должно быть приобретено жилье для истца в данном случае не могут быть предметом судебного разбирательства в силу того, что прокурор и истец не являются субъектами бюджетных отношений.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителями ответчиков не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Обедина М.В. обеспечена жилым помещением и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье.

Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года); приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Обединой М.В. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «Каратузский район» <> края, Министерство образования и науки <> края не может является ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Иск прокурора Каратузского района удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию <> <> края обязанность предоставить Обединой М. В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Каратузский районный суд.

Председательствующий