о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением



Дело № 2-466/2012

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

7 сентября 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.,

с участием помощника прокурора Каратузского района Логуновой В.Л.,

представителя ответчика Дэка Э.В.,

при секретаре Улеевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Антонова В. С. к Министерству образования и науки <> края о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Антонова В.С.с иском к Министерству образования и науки <> края о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением. В обоснование иска сослался на то, что Антонов В.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав. В собственности жилья не имеет, по договору социального найма истцу жилье также не предоставлялось, проживает в съемном жилье, хотя стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит возложить на Министерство финансов <> края обязанность выделить средства для приобретения истцу жилого помещения, администрацию <> обеспечить Антонова В.С. за счет средств бюджета Красноярского края жилым помещением в <>, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. иск поддержала в полном объеме, исковые требования просила удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

В судебном заседании истец Антонов В.С. требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что его родители А.С.В. и А.Е.В. в 2008 году лишены родительских прав, с малолетнего возраста он проживал вне семьи своих родителей с бабушкой и продолжает проживать в ее жилище. В июне 2012 года он окончил образовательное учреждение ПУ-82. Собственного жилья не имеет, органами опеки вопрос о предоставлении ей жилья не решался и не решается. Иск просил удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <> Дэка Э.В. (полномочия подтверждены доверенностью от 25 мая 2012 года), иск не признал, пояснив, что постановка на учет лиц, оставшихся без попечения родителей которые нуждаются в предоставлении жилья, осуществляется в соответствии с установленным порядком, в том числе путем подачи соответствующих документов. Иск прокурора просил оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика - Министерства финансов <> края Зуева О.В.(полномочия подтверждены доверенностью от <>) в судебном заседании отсутствует, исковые требования не признает.

В своих письменных возражениях указала, что Министерство финансов <> края по настоящему делу не является надлежащим ответчиком. В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, предоставлены органам местного самоуправления. Дело просила рассмотреть в сое отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства образования и науки <> края Юманов М.И. (полномочия подтверждены доверенностью от 8 июня 2012 года) извещением от 22 августа 2012 года извещен о дате судебного рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, суд признает извещение ответчика надлежащим.

В своих письменных возражениях относительно исковых требований просил возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию <>.

    Вместе с тем, будучи надлежаще извещенным о дате рассмотрения дела, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.

    С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Министерства образования и науки <> края.

Изучив материалы дела, заслушав истца Антонова В.С., прокурора Логунову В.Л., представителя ответчика Дэка Э.В., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Антонов В.С., <> года рождения является сыном А.С.В. и А.Е.В. (л.д.6).

Отец и мать истца решением Каратузского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2008 года вступившим в законную силу 6 января 2009 года лишены родительских прав (л.д.7-8).

Истец с малолетнего возраста с родителями не проживает, проживает в семье своей бабушки Б.

    Принимая во внимание, что родители истца лишены родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

    Как следует из представленных материалов, за Антоновым В.С. жилое помещение не закреплялось. В собственности либо на условиях социального найма истец, а также его родители жилья не имели и не имеют, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В приватизации истец не участвовал, что подтверждается информацией ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.10)

<> Антонов В.С. окончил обучение в КГБОУ «Профессиональное училище <>» <>.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

Статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.    

Судом установлено, что за Антоновым В.С. жилое помещение не закреплено, истец проживает в доме, принадлежащем его бабушке Б. (л.д. 14-15).

По договору социального найма жилое помещение Антонову В.С. не предоставлялось.

Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году окончил образовательное учреждение - КГБОУ «Профессиональное училище <>» по очной форме (л.д.16).

Вопрос по обеспечению Антонова В.С. жильем, до настоящего времени не решен, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика-администрации <>

Таким образом, фактически он был лишен конституционного права на жилище.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных приведенным выше Указом Губернатора Красноярского края, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что фактически Антонов В.С., остался без попечения родителей, будучи малолетним о чем было известно органу опеки и попечительства и на протяжении длительного времени проживал в семье своей бабушки и продолжает проживать в ней, обладает правом внеочередного получения жилого помещения.

<>

Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года); приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Антонову В.С. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Муниципального образования «Каратузский район» Красноярского края.

Обсуждая доводы представителя ответчика о том, что Министерство финансов <> края не является надлежащим ответчиком по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Кроме этого, Бюджетный кодекс РФ, определяет возникновение расходных обязательств (гл. 11 Кодекса).

Вместе с тем, прокурор, обратившийся в суд в интересах Антонова В.С. ни сам истец в силу закона не являются участками бюджетных отношений, следовательно, вопросы финансирования и определения уровня бюджета за счет которого должно быть приобретено жилье для истца в данном случае не могут быть предметом судебного разбирательства в силу того, что прокурор и истец не являются субъектами бюджетных отношений.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами представителя ответчика – Министерства финансов <> края и приходит к выводу в отказе удовлетворения иска в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Иск прокурора Каратузского района удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию <> <> обязанность предоставить Антонову В. С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к с. Каратузское Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Каратузский районный суд.

Председательствующий