Дело № 2-471/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
7 сентября 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.,
с участием помощника прокурора Каратузского района Логуновой В.Л.,
истца Тоомсалу В.Э.,
представителя ответчика Дэка Э.В.,
при секретаре Улеевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Тоомсалу В. Э. к администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Тоомсалу В.Э. с иском к администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением. В обоснование иска сослался на то, что Тоомсалу В.Э. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли. В собственности жилья не имеет, по договору социального найма истице жилье также не предоставлялось. Просит возложить на Министерство финансов <> края обязанность выделить средства для приобретения истцу жилого помещения, администрацию <> обеспечить Тоомсалу В.Э. за счет средств бюджета <> края жилым помещением в <>, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Тоомсалу В.Э. требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что ее отец Т.Э.О умер в 2004 году, мать Т.М.О. умерла в 1997 году. В июне 2012 года она окончила образовательное учреждение. В настоящее время проживает в съемном жилье вместе со своей малолетней дочерью М., <> года рождения. Собственного жилья не имеет, органами опеки вопрос о предоставлении ей жилья не решался и не решается. Иск просила удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. иск поддержала в полном объеме, исковые требования просила удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика - администрации <> Дэка Э.В. (полномочия подтверждены доверенностью от 25 мая 2012 года), иск не признал, пояснив, что постановка на учет лиц, оставшихся без попечения родителей которые нуждаются в предоставлении жилья, осуществляется в соответствии с установленным порядком, в том числе путем подачи соответствующих документов, документы не предоставлены, а потому постановка на учет таких лиц невозможна. Иск прокурора просил оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Министерства финансов <> края Зуева О.В.(полномочия подтверждены доверенностью от 10 января 2012 года) в судебном заседании отсутствует, исковые требования не признает.
В своих письменных возражениях указала, что Министерство финансов <> края по настоящему делу не является надлежащим ответчиком. В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, предоставлены органам местного самоуправления. Дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки <> края Юманов М.И. (полномочия подтверждены доверенностью от 8 июня 2012 года) извещением от 22 августа 2012 года извещен о дате судебного рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, суд признает извещение ответчика надлежащим.
В своих письменных возражениях относительно исковых требований просил возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию <>.
Вместе с тем, будучи надлежаще извещенным, о дате рассмотрения дела, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.
С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Министерства образования и науки <> края.
Изучив материалы дела, заслушав истца Тоомсалу В.Э., прокурора Логунову В.Л., представителя ответчика Дэка Э.В., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Тоомсалу В.Э., <> года рождения является дочерью Т.Э.О и Т.М.О. (л.д.8).
Отец истицы – Т.Э.О умер <>, мать истицы – Т.М.О. умерла <>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.9).
Постановлением главы <> <> края от <> над несовершеннолетней Тоомсалу В.Э. учреждена опека. Опекуном назначена В.
Принимая во внимание, что оба родителя истца умерли, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из представленных материалов, за Тоомсалу В.Э. жилое помещение не закреплялось. В собственности либо на условиях социального найма истец, а также его родители жилья не имели и не имеют. В приватизации истец не участвовала.
По 26 июня 2012 года Тоомсалу В.Э. обучалась в МБОУ «Черемушинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Г.В. Комарова».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории <> края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.
Статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.
Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что за Тоомсалу В.Э. жилое помещение не закреплено, что подтверждается сведениями администрации <> сельсовета <> края.
Согласно постановления главы <> сельсовета от <> <>-п истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.15).
По договору социального найма жилое помещение Тоомсалу В.Э. не предоставлялось.
Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году окончила образовательное учреждение - МБОУ «Черемушинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Г.В. Комарова», истцу выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании (л.д.7).
Вопрос о постановке Тоомсалу В.Э. в очередь лиц, нуждающихся в получении жилого помещения и обеспечением ее жильем, решен не был, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика.
Таким образом, фактически она была лишена конституционного права на жилище.
Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Тоомсалу В.Э. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>» <> края.
Доводы представителя ответчика о том, что Тоомсалу В.Э. не был предоставлен необходимый пакет документов, предусмотренных п. 2 Приложения № 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года), а также о том, что обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных приведенным выше Указом Губернатора Красноярского края, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что Тоомсалу В.Э., осталась без попечения родителей, будучи несовершеннолетней о чем было известно органу опеки и попечительства и на протяжении 8 лет является таковой, обладает правом внеочередного получения жилого помещения.
Обсуждая доводы представителя третьего лица - Министерства финансов <> края о том, что Министерство не нарушало законных прав и интересов истца, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Кроме этого, Бюджетный кодекс РФ, определяет возникновение расходных обязательств (гл. 11 Кодекса).
Вместе с тем, прокурор, обратившийся в суд в интересах Тоомсалу В.Э., ни сам истец в силу закона не являются участками бюджетных отношений, следовательно, вопросы финансирования и определения уровня бюджета за счет которого должно быть приобретено жилье для истца в данном случае не могут быть предметом судебного разбирательства в силу того, что прокурор и истец не являются субъектами бюджетных отношений.
Суд соглашается с доводами представителя третьего лица – Министерства финансов <> края и приходит к выводу в отказе удовлетворения иска в этой части.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Тоомсалу В.Э. была обеспечена жилым помещением.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.
В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года); приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Тоомсалу В.Э. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Муниципального образования «Каратузский район» Красноярского края.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <> <> края обязанность предоставить Тоомсалу В. Э. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Каратузский районный суд.
Председательствующий