Дело № 2-584/2012 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2012 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Н.А.,
с участием прокурора Ланг К.В.,
представителя ответчика Власова И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <> сельсовета <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <> сельсовета <> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, указав, что на территории поселений сельсовета имеются дороги местного значения, а именно:
<> | ||
№ п/п | улица | Протяженность (метров) |
1 | <> | 1600 |
2 | <> | 650 |
3 | <> | 300 |
4 | <> | 1300 |
5 | <> | 1100 |
6 | <> | 650 |
7 | <> | 300 |
<> | ||
1 | <> | 1300 |
2 | <> | 400 |
3 | <> | 400 |
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 01.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ответчик надлежащим образом требования законодательства о дорожной деятельности не исполняет, дороги местного значения в муниципальную собственность не оформлены, что препятствует их надлежащему содержанию. В этой связи прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика и обязать его в срок до 31 декабря 2014 года оформить в установленном законом порядке право муниципальной собственности на указанные внутрипоселенческие дороги.
В судебном заседании прокурор Ланг К. В. иск поддержала и просила удовлетворить его в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика – глава <> сельсовета Власов И. П. в суде не возражал против иска, пояснив, что для выполнения всех необходимых мероприятий по надлежащему оформлению местных автомобильных дорог требуются значительные временные и финансовые затраты.
Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в суде на территории поселений <> сельсовета <> в селе <> и <> имеются 10 автомобильных дорог местного значения общей протяженностью 8000 метров.
В соответствии с п.3 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 06.03.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 6 Устава Нижнекурятского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета.
Таким образом, <> сельсовет обязан осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета.
Пунктом 1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Положениями статьи 5 этого же Федерального закона установлена классификация дорог, согласно которой автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
При этом к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из положений ст.8 этого же Федерального закона следует, что автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьями 15 и 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Поскольку автомобильные дороги местного значения являются объектами недвижимости, то право муниципальной собственности на них подлежит государственной регистрации в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено в ходе прокурорской проверки и не оспаривается сторонами в суде, ответчиком не исполняются вышеперечисленные требования законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, перечень автомобильных дорог местного значения и их классификация не утверждены, отсутствуют паспорта дорог, им не присвоены идентификационные номера, право муниципальной собственности на дороги местного значения в установленном законом порядке не зарегистрировано, дороги не поставлены на баланс муниципального образования и вследствие этого денежные средства на их содержание и ремонт не могут быть выделены в необходимых объемах, что приводит дорожную сеть в неудовлетворительное состояние и угрожает безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Определяя срок исполнения, суд учитывает, что финансирование мероприятий по исполнению решения суда может быть осуществлено за счет бюджетных средств, принимает во внимание нормы Бюджетного кодекса РФ о межбюджетных отношениях, правил и сроков формирования местного бюджета и находит предложенный прокурором срок исполнения до 31.12.2014, разумным и соглашается с ним.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Каратузского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <> сельсовета <> и возложить на нее обязанность в срок до 31 декабря 2014 года произвести юридическое оформление и зарегистрировать право муниципальной собственности на следующие автомобильные дороги местного значения:
<> | ||
№ п/п | улица | Протяженность (метров) |
1 | <> | 1600 |
2 | <> | 650 |
3 | <> | 300 |
4 | <> | 1300 |
5 | <> | 1100 |
6 | <> | 650 |
7 | <> | 300 |
<> | ||
1 | <> | 1300 |
2 | <> | 400 |
3 | <> | 400 |
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий