Дело № 2-442/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
29 августа 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Борзенко А.Г.,
с участием помощника прокурора Каратузского района Ланг К.В.,
истца Лобовой О.В.,
представителя истца Лыскова А.С.,
представителя ответчика Дэка Э.В.,
при секретаре Дорофеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <> К. края в интересах Лобовой О. В. к Министерству образования и науки <> края и администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Лобовой О.В. с иском к Министерству образования и науки <> края и администрации <> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением. В обоснование иска сослался на то, что Лобова О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец умер, а мать лишена родительских прав. В собственности жилья не имеет, по договору социального найма истице жилье также не предоставлялось. Просит возложить обязанность на администрацию <> обеспечить Лобову О.В. за счет средств бюджета <> края жилым помещением в <>, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истица Лобова О.В. требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что ее отец Л. умер в <> году, мать М. в 2005 году лишена родительских прав. В 2008 году окончила учебное заведение в <>. В настоящее время проживает в доме, принадлежащем дяде Б., площадь дома составляет 46.9 кв. метров. Собственного жилья не имеет, органами опеки вопрос о предоставлении ей жилья не решался и не решается. Иск просила удовлетворить.
Представитель истца Лысков А.С. в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении и доводы истца. Исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации <> Дэка Э.В. (полномочия подтверждены доверенностью от 25 мая 2012 года), иск не признал, пояснив, что постановка на учет лиц, оставшихся без попечения родителей которые нуждаются в предоставлении жилья, осуществляется в соответствии с установленным порядком, в том числе путем подачи соответствующих документов, документы не предоставлены, а потому постановка на учет таких лиц невозможна. Иск прокурора просил оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика- Министерства образования и науки <> края Юманов М.И. извещен о дате судебного рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении извещения 18 августа 2012 года. При таких обстоятельствах, суд признает извещение ответчика надлежащим.
В своих письменных возражениях относительно исковых требований просил возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию <> за счет средств бюджета <> края.
Вместе с тем, будучи надлежаще извещенным о дате рассмотрения дела, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.
С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки <> края.
Изучив материалы дела, заслушав истца Лобову О.В., представителя истца Лыскова А.С., прокурора Ланг К.В., представителя ответчика Дэка Э.В., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Лобова О.В., <> года рождения является дочерью Л. и М.
Отец истицы – Л. умер <>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.10), мать истицы – М. лишена родительских прав на основании решения Каратузского районного суда от 9 августа 2005 года вступившего в законную силу 20 августа 2005 года (л.д.11).
Постановлением главы <> <> края от <> над несовершеннолетней Лобовой О.В. учреждена опека. Опекуном назначена Бр.
Принимая во внимание, что один из родителей истца умер, а второй лишен родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из представленных материалов, за Лобовой О.В. жилое помещение не закреплялось. В собственности либо на условиях социального найма истец, а также его родители жилья не имели и не имеют. В приватизации истец не участвовал.
В период с 1 сентября 2006 года по 30 июня 2008 года Лобова О.В. проходила обучение по очной форме в КГБОУ НПО «ПУ<>» по профессии «Продавец».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства, на территории Красноярского края приняты нормативно - правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.
Статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.
Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года) утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Разрешая вопрос по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что за Лобовой О.В. жилое помещение не закреплено, что подтверждается сведениями администрации Каратузского сельсовета. Согласно данным Федеральной регистрационной службы истец, а также ее родители Л. и М. в собственности жилья имеют. Жилое помещение, в котором проживает истица, по праву собственности принадлежит ее дяде Б.
По договору социального найма жилое помещение Лобовой О.В. не предоставлялось.
Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году окончила учебное заведение – КГБОУ НПО «ПУ<>» <> по профессии «Продавец» по очной форме (л.д.7).
Вопрос о постановке Лобовой О.В. в очередь лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, решен не был, что в судебном заседании подтверждено представителем ответчика.
Таким образом, фактически она была лишена конституционного права на жилище.
Поскольку, в соответствии с нормативными актами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован краевыми законами, приведенными выше, суд полагает, что обязанность по предоставлению Лобовой О.В. благоустроенного жилого помещения подлежит возложению на администрацию муниципального образования «<>» <> края.
Доводы представителя ответчика о том, что Лобовой О.В. не был предоставлен необходимый пакет документов, предусмотренных п. 2 Приложения <> к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года), а также о том, что обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных приведенным выше Указом Губернатора Красноярского края, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах настоящего гражданского дела, из которых следует, что Лобова О.В., осталась без попечения родителей будучи несовершеннолетней о чем было известно органу опеки и попечительства и на протяжении 7 лет является таковой, обладает правом внеочередного получения жилого помещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Лобова О.В. была обеспечена жилым помещением.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и Каратузский район.
В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ (в редакции Указа от 05 марта 2010 года); приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Таким образом, обязанность обеспечить Лобову О.В. жилым помещением лежит на администрации <>.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Возложить на администрацию <> <> края обязанность предоставить Лобовой О. В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к с. Каратузское <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Каратузский районный суд.
Председательствующий