Дело № 2-129/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием представителя истца Радченко Е.С.,
представителя ответчика Сорокиной Т.В.,
при секретаре Винтер Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <> к администрации <> сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по <> обратилось в суд с иском к администрации <> сельсовета <>, указав, что в ходе проверки, проведенной в феврале 2010 года выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам данной проверки администрации выдано предписание об устранении нарушений в срок до 01.11.2010 г.
При повторной проверке от 26.01.2011 г. установлено, что требования предписания администрацией не выполнены. В частности, не выполнен пункт 1 предписания, в соответствии с которым предлагалось, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта- скважины по <> «а» в <>, санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения.
Также не выполнен пункт 2 предписания о наличии проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводных сооружений.
Между тем, согласно ст. 18 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу ст. 19 данного закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных. Нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Нарушения, допущенные администрацией <> сельсовета создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний (отравлений).
Понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Просили признать незаконным бездействие администрации <> сельсовета, выразившееся в неисполнений пунктом 1,2 предписания от <> <>. Возложить на администрацию <> сельсовета обязанность в срок до 01 декабря 2011 г. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствие водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также разработать проект зон санитарной охраны для водозаборного сооружения с привлечением проектной организации, представить проект зон санитарной охраны.
В судебном заседании представитель истца Радченко Е.С. (доверенность от 08.06.2009 г.) иск поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сорокина Т.В. иск признала, пояснив, что для выполнения пунктов предписания, выданного специалистами Управления Роспотребнадзора в 2010 г. требуются значительные финансовые затраты. В бюджете поселения денежных средств, необходимых для этих целей не имеется. Просила установить срок для исполнения требований предписания- до 01.01.2012 г.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
В силу ст. 18 данного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельного допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Статьей 19 указанного Федерального закона, предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическом составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов: первый пояс включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водозаборных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояс- включает территорию, предназначенную для предупреждения воды источников водоснабжения.
Организации зон санитарной охраны, в силу п. 1.11, п.1.6 СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается : определение границ зон и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны.
В соответствии с п. 3.5 Санитарных правил 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Судом установлено, что на территории муниципального образования <> сельсовет <> расположен источник водоснабжения- скважина, находящаяся по адресу <> Источник обеспечивает питьевой водой населения <>. Система водоснабжения состоит на балансе администрации <> сельсовета.
В ходе проверки, проведенной <> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <>, установлено, что на скважину отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного водного объекта санитарным правилам и нормам, а также не разработан проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводных сооружений.
По выявленным фактам в адрес администрации <> сельсовета внесено предписание с требованием об устранении нарушений в срок до 01 ноября 2010 г.
Между тем, при повторной проверке <> установлено, что требования предписания об устранении нарушений не исполнены. Скважина продолжает эксплуатироваться при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам, а также при отсутствии разработанного проекта зон санитарной охраны.
Таким образом, администрацией <> сельсовета допущено бездействие, выразившееся в эксплуатации источника водоснабжения при отсутствии установленного законом заключения о его безопасности для населения. Подобное бездействие угрожает здоровью населения муниципального образования.
Кроме того, отсутствие проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения также может привести к негативным последствиям для санитарного благополучия населения, поскольку непроведение мероприятий по улучшению санитарного состояния зон и предупреждению загрязнения источника водоснабжения может привести к загрязнению скважины.
Суд не соглашается с позицией представителя ответчика- администрации <> сельсовета об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для реализации мероприятий по эксплуатации источника водоснабжения в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению санитарного благополучия населения в части обеспечения качественным водоснабжением, с их финансовыми возможностями.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Роспотребнадзора по <> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <> сельсовета по эксплуатации источника водоснабжения в нарушение требований санитарных норм и правил.
Возложить на администрации <> сельсовета обязанность в срок до 01 января 2012 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта- скважины по <> в <>, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования данного объекта.
Возложить на администрации <> сельсовета обязанность в срок до 01 января 2012 года разработать проект зон санитарной охраны для водозаборного сооружения –скважины по <> в <> с привлечением проектной организации, представить проект зон санитарной охраны в Управление Роспотребнадзора по <>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий