о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением



Дело № 2-123/2011

                                        <>

                    Р Е Ш Е Н И Е

                       Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года                                     с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

с участием помощника прокурора Логуновой В.Л.,

истца Сапроновой В.В.,

при секретаре Винтер Г.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Сапроновой В.В. к Министерству образования и науки <> и администрации <> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечению жилым помещением,

                         У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Сапроновой В.В. с иском к Министерству образования и науки <> и администрации <> о признании незаконным бездействия по принятию мер по защите жилищных прав и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований указал, что Сапронова (Наумова) В.В.. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать- С. лишена родительских прав, а отец. Н. умер. Суханова (Наумова) В.В. закончила обучение в <> средней общеобразовательной школе. Закрепленного жилья не имеет, а также не имеет жилья в собственности. По этой причине имеет право на социальные гарантии, предусмотренные ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде внеочередного получения жилого помещения.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края.

    Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений, устанавливается <>.

    Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация <> существенно нарушили конституционное право Сапроновой В.В. на жилище, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки поставить Сапронову В.В. на учет в качестве нуждающейся в жилым помещением, а также обязать администрацию <> предоставить Сапроновой В.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к <>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Истец Сапронова В.В. иск прокурора поддержала, пояснив, что ее мать С. лишена родительских прав, а отец Н. - умер. Она была передана под опеку П. Проживала в доме опекуна в <> <> <>. Администрацией <> сельсовета за ней закреплено жилое помещение, принадлежавшее ее бабушке, и в котором фактически проживала с опекуном.. Впоследствии постановление о закреплении жилья было отменено. В 2004 г. окончила <> общеобразовательную школу, специального образования не получала. При жизни отец не имел в собственности жилья, мать проживает в доме своего гражданского мужа, собственного жилья не имеет. Она также жилья не имеет, в приватизации не участвовала, по договору социального найма жилье не предоставлялась. В настоящее время проживает в квартире, предоставленной администрацией Верхнекужебарского сельсовета. Данное жилое помещение находится в собственности гражданина, выехавшего за пределы с. <> и не является муниципальной собственностью. Просила удовлетворить иск прокурора в полном объеме.

    Представители ответчиков- Министерства образования и науки <> и администрации <> в судебное заседание не явились, обратившись с письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Министерства образования и науки возражая, при этом возражал против иска.

С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика- органа опеки и попечительства в судебное заседание также не явился, указав в заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Логуновой В.Л., полагавшей необходимым удовлетворить иск, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Н. (после вступления в брак <>- Сапронова В.В.) -<> года рождения является дочерью С. и Н. .

Отец истца- Н. умер <>, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным ЗАГС <> Тувинской АССР <> (л.д.8)

Мать С. лишена родительских прав решением Каратузского районного суда от <> (л.д.7)

    Постановлением главы <> сельсовета от <> <> несовершеннолетняя Н. передана под опеку П. .

    Принимая во внимание, что отец несовершеннолетней умер, а мать лишена родительских прав, что подтверждается имеющимся в материалах дела документами, то в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения до договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства, на территории <> приняты нормативно- правовые акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения указанной категории лиц.

    Так, ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предусмотрено обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением органами исполнительной власти края.

    Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ ( в редакции Указа от 05.03.2010) утвержден Порядок учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

    В силу п. 1 названного Порядка учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории <> осуществляет Министерство образования и науки <> при предоставлении документов, перечисленных в п. 2 данного Порядка.

    Из материалов дела видно и судом установлено, что за Сапроновой (Наумовой) В.В. жилое помещение не закреплено, поскольку постановление администрации <> сельсовета от <> <>-П «О закреплении жилья несовершеннолетним С. , 1987 г.р, Су. , 1992 г.р., С. , 1996 г.р..» отменено <> постановлением главы сельсовета <>-п.

Кроме того, само закрепление жилья за несовершеннолетней не может являться законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

    Поскольку закрепление права пользования жилым помещением является распорядительным действием органа местного самоуправления относительно жилого помещения, в связи с чем, возможны только в отношении принадлежащего на праве собственности или ином законном владении, имущества.

    Между тем судом установлено, жилое помещении, право пользования которым закреплено на основании постановления администрации сельсовета в 2002 г., не являлось муниципальной собственностью, а принадлежало опекуну истицы- П.

В силу того, что администрация <> сельсовета не является собственником жилого помещения, расположенного в <> <> <>, то в силу ст. 288 ГК РФ, не обладает правом на осуществление полномочий, предоставленных собственнику имущества, в том числе и по закреплению права пользования жилищем за несовершеннолетней.

В собственности жилья истец не имеет, что подтверждается соответствующей информацией Федеральной регистрационной службы. Также не имели в собственности жилых помещений и родители Сапроновой (Наумовой) В.В, что также подтверждено аналогичной информацией и сведениями администрации Верхнекужебарского сельсовета и сельского поселения сумон Тора-Хемский Тоджинского кожууна.

По договору социального найма жилое помещение Сапроновой (Наумовой) В.В.. не предоставлялось. Кроме того, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение- <> среднюю общеобразовательную школу о чем имеется соответствующий аттестат.

    С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона <> «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Сапронова В.В. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для последующего обеспечения ее жильем.

    То обстоятельство, что на сегодняшний день истец достигла возраста старше 23 года, по мнению суда, не должно лишать ее права на обеспечение жильем, поскольку повлекло бы ограничение конституционного права Сапроновой В.В. на социальное обеспечение со стороны государства.

    При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <> предоставить Сапроновой В.В. жилое помещение, суд находит также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного ил муниципального жилищного фонда.

Часть 2 указанной статьи предусмотрено, что жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма, предоставляются категориям граждан, определенным федеральными законами, Указом Президента РФ, или законами субъекта РФ, и признанным в соответствии с предусмотренными ЖК ЖФ, федеральным законом, Указом Президента, законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренных ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ л законом субъекта РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категория граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан.

    В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, после окончания пребывания в образовательном учреждении л учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является полномочием субъекта РФ.

    В целях реализации указанного полномочия на территории Красноярского края принят соответствующий нормативно правовой акт- Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2005 г. № 25–уг, которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилым помещений детям сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края № 25-УГ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципального образования в порядке, установленном ФЗ № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. В числе муниципальных образований, которым переданы указанные государственные полномочия, указан и <>.

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Кроме того, факт финансирования из бюджета края на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика – администрации <>, пояснившая, что в текущем году предусмотрено получение финансовых средств из бюджета края на данные цели.

При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению жилым помещением Сапронову В.В. подлежит возложению на администрацию <>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.

    Возложить на Министерство образования и науки <> поставить Сапронову В.В. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

    Возложить на администрацию <> обязанность предоставить Сапроновой В.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к <> <> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий