Дело № года
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ДД.ММ.ГГГГ» июня 2010 года г.Обь
Обской городской суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего судьи Захарова А.Ю., .
При секретаре Пенькове А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Оби Новосибирской области в защиту интересов Трофимова Николая Андреевича о признании решения жилищной комиссии Администрации муниципального образования <данные изъяты> Новосибирской области незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов ветерана Великой Отечественной войны Трофимова, обратился в Обской городской суд с заявлением о признании п. 1 решения жилищной комиссии Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Трофимову в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным.
Прокурор в заявлении указал, что решением жилищной комиссии администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Трофимову Н.А. - инвалиду Великой Отечественной войны, отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в виду отсутствия оснований, поскольку дом, в котором он проживает, не признан ветхим, непригодным для проживания. Указанное решение является незаконным, подлежит признанию недействительным по следующим основаниям. Согласно ст.ст.2, 4, подп.3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. На основании пп. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Порядок признания помещения жилым помещением и требование, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п.33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Исходя из п.п. 7,42 Положения, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Комиссией администрации города ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилищных условий Трофимова Н.А.. Из акта обследования следует, что износ дома по данным БТИ на 1986 год составляет 49%, отопление печное, водяное, туалет на улице, вода из колодца - на улице, т.е. дом неблагоустроенный. Трофимов Н.А. - инвалид Великой Отечественной войны, болен, нетрудоспособен, нуждается в благоустроенном жилье; может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом, по мнению прокурора, решение жилищной комиссии об отказе Трофимову в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконно. Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном случае - о понуждении администрации города к постановке Трофимова Н.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании изложенного прокурор <адрес> просил суд признать п. 1 решения жилищной комиссии администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Трофимову Николаю Андреевичу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий несоответствующим ст.ст. 2, 4, пп. З п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, п.п.7, 33, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным, и обязать администрацию <адрес> принять Трофимова Николая Андреевича на учет в качестве нуждающегося в улучшении таковых.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Фетисова Ж.В. указанные выше требования подтвердила в полном объеме при аналогичной аргументации.
Представитель ответчика - Администрации МО <адрес>, в судебном заседании заявленное требование не признал указав, что дом, в котором проживает Трофимов, принадлежит ему на праве собственности, ветхим или не пригодным для проживания не признан, имеет износ 49%..
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить требование прокурора по следующим основаниям.
Ст. 2 ФЗ РФ «О ветеранах» определяет, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно представленным суду копиям удостоверений, Трофимов является участником Великой Отечественной войны, пенсионером, инвалидом 2 группы.
Статья 15 названного выше Закона устанавливает в качестве меры социальной поддержки данной категории граждан обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем в случае, если участник Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны. При этом, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Министерство регионального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции разъяснило следующее ( Письмо №809-СК\07 от 18 января 2010 года):
1. В части необходимости признания ветеранов Великой Отечественной войны малоимущими при постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся:
- малоимущие;
- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;
- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
2. В части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих в неблагоустроенном жилье.
Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.
Анализируя приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что ветераны Великой Отечественной войны являются специальной категорией граждан, в отношении которых установлен отдельный порядок обеспечения их жилыми помещениями - к ним не подлежат применению нормы только Жилищного кодекса РФ, определяющие порядок предоставления жилья на условиях социального найма, поскольку по смыслу закона, термин - «нуждающийся в улучшении жилищных условий», используемый в ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах», не совпадает с правовой характеристикой аналогичного термина, используемого законодателем в ст. 49 ЖК РФ. По мнению суда, в данном случае нуждаемость ветерана Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий, по смыслу закона, устанавливается в каждом конкретном случае исходя из состояния здоровья гражданина, условий его жизни, состава семьи, характеристик уровня благоустройства жилого фонда конкретного муниципального образования, то есть из возможности улучшения его жизнеобеспечения. Обязательного признания жилого помещения ветхим, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае не требуется, хотя данное обстоятельство может быть отдельным основанием для обеспечения ветерана Великой Отечественной войны жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. ст. 15 и 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах».
Как следует из представленного суду акта обследования жилищных условий гр. Трофимова (л.д.№ он проживает в доме с печным отоплением, санузел расположен на улице, водопровод отсутствует, дом не благоустроен. Кроме того, Трофимов является нетрудоспособным, болен, проживает только с супругой Трофимовой К.А. 1925 года рождения. Исходя из этих характеристик комиссия, обследовавшая дом, правильно пришла к выводу о том, что Трофимов может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку нуждается в благоустроенном жилье, которое соответствует среднему уровню благоустройства в <адрес>.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в той части, что ветеран Великой Отечественной войны Трофимов не нуждается в улучшении жилищных условий в связи с тем, что дом, в котором он проживает, не признан ветхим и не пригодным для проживания, противоречит положениям ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах», то есть не соответствует закону, в связи с чем подлежит признанию недействительным с возложением на Администрацию МО г. Оби обязанности поставить Трофимова на соответствующий учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Администрации муниципального образования <адрес>, зафиксированное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа признать ветерана Великой отечественной войны Трофимова Н.А. 1918 года рождения нуждающимся в улучшении жилищных условий, незаконным, и обязать Администрацию муниципального образования <адрес> поставить Трофимова Н.А. на соответствующий учет.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров
<данные изъяты>