Дело №2-304/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» апреля 2011 года г.Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи ПЕРЕВОЗЧИКОВОЙ А.В.,
с участием прокурора КРАВЧЕНКО А.А.,
представителя ответчика БУЯЛЬСКОГО В.Я.,
при секретаре АРХИПОВОЙ Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ в интересах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ к ООО «СОЮЗ» о запрете деятельности по проведению азартных игр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Союз» о запрете деятельности по проведению азартных игр, в обоснование требований указав, что 03.02.2010 года прокуратурой Карасукского района с привлечением сотрудников ОВД по Карасукскому району в помещении лотерейного клуба по <адрес> г.Карасука Новосибирской области, используемом ООО «Союз», была проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в ходе которой было установлено, что с 28.01.2011 года ООО «Союз» в помещении лотерейного клуба проводится Всероссийская негосударственная комбинированная денежная лотерея «Парад Лото», разрешение на проведение которой выдано ООО «Мидас» Федеральной налоговой службой России 22.06.2010 года за №777. Государственный регистрационный номер лотереи Н 200К/000873фнс. ООО «Союз» является оператором лотереи в соответствии с договором комиссии от 20.01.2011 года № К 2011.
В ходе проверки 03.02.2011 года в помещении лотерейного клуба был установлен факт проведения ООО «Союз» лотереи с использованием 20 аппаратно-программных комплексов, включающих лотерейные терминалы «Lat-02» и «Lat-03» и программное обеспечение (далее – АПК). Все АПК арендуются ООО «Союз» у ООО «АС» в соответствии с договором аренды оборудования от 20.01.2011 года №т 2011.
Согласно п.8.1 Условий проведения лотереи, утвержденных генеральным директором ООО «Мидас» 23.04.2010 года (далее – Условия проведения лотереи), лотерея основана на принципе определения выигрыша как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета (бестиражная часть лотереи), так и после проведения розыгрыша призового фонда (тиражная часть лотереи). Аналогичный принцип закреплен и в п.17.1 Условий проведения лотереи.
Пунктом 17.3 Условий проведения лотереи установлено, что определение выигрышного билета бестиражной части лотереи состоит в выявлении нанесенной на лотерейный билет информации о выигрыше («без выигрыша» либо «размер выигрыша в руб.») согласно Условиям проведения лотереи и структуре призового фонда.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства и Условий проведения лотереи ООО «Союз» проведение бестиражной части лотереи осуществляется таким образом, что информация о наличии, либо отсутствии выигрыша наносится на лотерейные билеты не до их распространения среди участников лотереи, а после розыгрыша средств призового фонда лотереи на имеющемся в лотерейном клубе лотерейном оборудовании – АПК. При этом часть предусмотренных ч.1 ст.12 Федерального закона №138-ФЗ обязательных реквизитов бестиражного лотерейного билета наносится на него не организацией, имеющей лицензию ФНС России, как то предусмотрено п.13 Условий проведения лотереи, а работником ООО «Союз» после розыгрыша призового фонда бестиражной части лотереи на имеющихся в лотерейном клубе АПК.
Согласно п.15 ч.2 ст.8 Федерального закона №138-ФЗ условия лотереи должны включать в себя порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи).
В нарушение указанного требования Условия проведения лотереи не позволяют определить порядок формирования, размер и структуру призового фонда бестиражной части лотереи на момент его розыгрыша конкретным участником лотереи.
В соответствии с абз.3 ч.1 ст.5 Федерального закона №138-ФЗ единый государственный реестр лотерейного оборудования ведётся уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей. Данный реестр содержит сведения о лотерейном оборудовании, зарегистрированном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей.
Согласно ч.ч.4,9,10 ст.12.1 Федерального закона №138-ФЗ лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке и обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование, который принимается постановлением Правительства Российской Федерации.
В нарушение указанных требований законодательства в ходе проведенной прокуратурой Карасукского района проверки ООО «Союз» документы, подтверждающие факт регистрации АПК в Едином государственном реестре лотерейного оборудования, представлены не были.
Кроме того, все находящиеся в лотерейном клубе АПК имеют сертификаты соответствия на лотерейные терминалы и программное обеспечение, выданные АНО «Межрегиональный испытательный центр». Согласно содержанию данных сертификатов органом по сертификации при проверке соответствия АПК оценка их соответствия требованиям технического регламента на лотерейное оборудование, который был бы принят постановлением Правительства Российской Федерации, не проводилась.
Согласно ст.3 Федерального закона №244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.5 Федерального закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными правовыми актами, в игорных заведениях (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст.9 Федерального закона №244-ФЗ установлено, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что фактически ООО «Союз» в лотерейном клубе проводятся азартные игры с использованием электронных технических устройств, мгновенно определяющих размер выигрыша. Оплата приобретения лотерейного билета фактически является внесением ставки в азартной игре, а выплата выигрыша по результатам розыгрыша бестиражной части лотереи является выплатой выигрыша в азартной игре. Таким образом, деятельность ООО «Союз» представляет собой совершение притворных сделок по проведению лотереи с целью прикрыть сделки по проведению азартных игр вне установленных действующим законодательством игорных зон.
Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, закрепленные в ст.5 Федерального закона №244-ФЗ, установлены в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Продолжая незаконно осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр, ответчик нарушает личные неимущественные права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, указанные в ч.1 ст.150 ГК РФ. Кроме того, эта деятельность нарушает интересы Российской Федерации на осуществление правового регулирования в сфере организации и проведения азартных игр.
Прокурор Карасукского района просит суд признать деятельность ООО «Союз» по проведению азартных игр под видом Всероссийской негосударственной комбинированной денежной лотереи «Парад Лото» незаконной и запретить данную деятельность вне установленных на территории Российской Федерации игорных зон.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить иск.
Ответчик – представитель ООО «Союз» Буяльский В.Я., действующий на основании доверенности от 01.08.2010 года, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и представил суду возражения в письменном виде о том, что согласно п.п.1,4,8 ст.2 Закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» процедура с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники, и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши, является розыгрышем призового фонда лотереи. Следовательно, вывод о проведении азартных игр, указанный в иске, противоречит факту проведения лотереи с использованием лотерейных терминалов.
Согласно п.1 ст.2 Закона №138-ФЗ лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с п.5 ст.2 Закона №138-ФЗ лотерейный билет – документ, удостоверяющий в соответствии с указанным Законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора с участником лотереи. Из вышеизложенного следует, что договорные отношения участника с организатором лотереи могут оформляться и квитанцией, и лотерейным билетом, и другим документом, и иным, предусмотренным условиями игры-лотереи, способом. Запрещения использовать при проведении лотереи и квитанции, и лотерейных билетов, указанный Закон не содержит, так как оба этих документа только подтверждают договорный, добровольный характер отношений сторон. Обязательных требований к содержанию квитанций Закон №138-ФЗ не содержит. Желающий принять участие в лотерее знакомится с правилами проведения лотереи устно либо путем ознакомления с брошюрой. Для участия в лотерее посетителем передается денежная сумма 500 руб. и соответственно 1 000 руб., 1 500 руб. и т.д., в подтверждение выдается квитанция. В тексте квитанции содержится номер лотерейного билета.
По условиям проведения лотерей «Парад Лото» фиксированная цена участия в лотерее установлена в размере 500 руб. Согласно п.10.2 условий факт вступления в договорные отношения с организатором лотереи подтверждается оплатой стоимости лотерейного билета и выдачей лотерейного билета. Условиями не предусмотрена одномоментная выдача лотерейного билета в момент оплаты участия.
Из вышеизложенного следует, что договорные отношения между участником и организатором лотереи, оформляемые путем выдачи квитанций после получения денежных средств в размере 500 руб. и кратных сумм соответствуют закону №138-ФЗ, условиям и разрешению ФНС о проведении указанной лотереи.
Выигравшие участники и подлежащие передаче выигрыши определяются в процессе розыгрыша призового фонда с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей. Нарушений ответчиком процедуры розыгрыша истцом не установлено.
Согласно п.10 ст.2 Закона №138-ФЗ распространитель лотерейных билетов – лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотерей, прием лотерейных ставок. С учетом принципа буквального толкования из указанного понятия следует, что распространение лотерейных билетов осуществляется среди участников лотереи, которыми согласно п.11 этой же статьи являются лица, обладающие правом на участие на основании заключенного с организатором лотереи договора. Из сравнительного анализа понятий «розыгрыш призового фонда лотереи» и «распространитель лотерейных билетов» следует, что розыгрыш призового фонда не связан с наличием или отсутствием непосредственно лотерейного билета у участника, так как розыгрыш проводится среди участников, а не «держателей» лотерейных билетов.
Истец утверждает о нанесении информации о наличии или отсутствии выигрыша на лотерейные билеты не до их распространения среди участников лотереи, а после розыгрыша средств призового фонда. Розыгрыш не связан с распространением лотерейных билетов. Распространение (вручение) лотерейных билетов производится участнику после розыгрыша призового фонда. Лотерейный билет на момент вручения (распространения) участнику содержит, в том числе информацию о выигрыше. Следовательно, вывод истца о нанесении информации о наличии либо отсутствии выигрыша на лотерейные билеты не до их распространения, не подтверждается материалами дела. Доказательств наличия у участника лотерейных билетов лотерейных билетов с отсутствующими обязательными реквизитами истцом не представлено, материалами дела не подтверждено.
Истец указывает, что часть обязательных реквизитов бестиражного лотерейного билета наносится работниками ответчика после розыгрыша призового фонда, а не организацией, имеющей лицензию ФНС России, как это предусматривает п.13 условий. Однако истец не указывает, какие нормы права нарушаются при нанесении части обязательных реквизитов на лотерейные билеты работниками ответчика. Закон №138-ФЗ определяет (п.5 ст.2), что лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией. Ст.12 Закона №138-ФЗ, определяющей обязательные реквизиты лотерейных билетов, не предусмотрено, что все эти реквизиты должны быть нанесены в момент изготовления билетов как полиграфической продукции, запрета на нанесение обязательных реквизитов до распространения лотерейных билетов среди участников действующее законодательство не содержит. П.13 условий проведения лотереи также не содержит запрета о нанесении реквизитов на лотерейные билеты, изготовленные специализирующейся по изготовлению защищенной полиграфической продукции организацией. Нанесение реквизитов работниками ответчика также соответствует Правилам идентификации лотерейного билета и не относит такие билеты к поддельным или сомнительным. Из вышеизложенного следует, что нанесение обязательных реквизитов на лотерейные билеты, в том числе работником ответчика, до их распространения среди участников не является нарушением законодательства, так как им вовсе не предусмотрен порядок нанесения этих реквизитов.
Раздел 16 условий проведения лотереи определяет порядок формирования призового фонда, размер и планируемую структуру распределения призового фонда. Согласно п.16.1 условий призовой фонд образуется за счет выручки от проведения лотереи и составляет 60% от её объёма. Выручка от проведения лотереи – это денежные средства, полученные от распространения билетов (далее призовой фонд лотереи). В соответствии с п.16.2 условий призовой фонд бестиражной части лотереи составляет 54%. Пункт 15 ст.8 Закона №138-ФЗ определяет, что условия включают в себя порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи). Условия проведения лотереи «Парад Лото», содержащие порядок формирования, размер и структуру призового фонда бестиражной лотереи в процентах от выручки, соответствуют п.15 ст.8 Закона №138-ФЗ. Данное обстоятельство подтверждается выданным разрешением ФНС на проведение этой лотереи, для получения которого к заявлению прикладывались и указанные условия.
На момент проверки ни технического регламента по лотерейному оборудованию, ни порядка на ведение реестра лотерейного оборудования исполнительным органом законодательно не установлено. Сам истец, цитируя Закон №138-ФЗ в части реестров и регламентов, не указывает нормативный акт, определяющий порядок регистрации лотерейного оборудования и орган, который, по его мнению, должен был проводить эту регистрацию. Доказательств несоответствия лотерейных терминалов и программ ответчика несуществующему техническому регламенту истцом не представлено. Доказательств наличия возможности у ответчика зарегистрировать лотерейное оборудование в государственном реестре лотерейного оборудования истцом также не представлено. Доказательств в виде заключения экспертизы о назначении и возможности использования арестованного оборудования в качестве игрового, материалы дела не содержат. Истец неправильно применил Закон «О техническом регламенте».
Истец делает вывод о проведении азартных игр с использованием электронных, технических устройств, мгновенно определяющих размер выигрыша, оплата приобретения лотерейного билета фактически является внесением ставки в азартной игре, а выплата выигрыша по результатам розыгрыша бестиражной лотереи является выплатой выигрыша в азартной игре. Согласно ст.4 Закона №244-ФЗ азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное по правилам, установленным организатором игры. То есть, в отличие от лотереи, договор в азартных играх не оформляется. В данном случае материалами дела подтверждается заключение ответчиком договора с участником лотереи путем выдачи квитанций. Использование лотерейного оборудования, в том числе оснащенного лотерейными программами, при розыгрыше призового фонда лотереи и при определении выигравших участников и подлежащие выплате выигрыши соответствует ст.2 Закона №138-ФЗ. Заключения о несоответствии лотерейных терминалов и лотерейных программ указанному назначению истцом не представлено.
Согласно п.18 ст.4 Закона №244-ФЗ игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого оборудования без участия организатора игр или его работников.
Согласно техническим характеристикам лотерейного оборудования программно-аппаратный комплекс «Парад Лото» в состав электронного лотерейного терминала входит оборудование, находящееся и у оператора, и у организатора. В соответствии с п.13.5 условий количество и размер выигрышей определяется организатором лотереи. Из объяснений следует, что все аппаратно-программные комплексы, включающие лотерейные терминалы и программное обеспечение (далее АПК), имеют сертификаты соответствия. В каждом АПК имеется интерфейсный модуль, связывающий его с сервером организатора в г.Москве. Данное обстоятельство истцом не оспаривается, в иске не отражено. Данное обстоятельство доказывает участие организатора при розыгрыше призового фонда, что является отличительным признаком лотереи от азартных игр с использованием игровых автоматов, при которых исключается участие организатора, выигрыш определяется устройством внутри корпуса оборудования. Доказательств того, что выигрыш определяется «мгновенно» устройством, находящимся внутри корпуса оборудования без участия организатора, истцом не представлено.
Согласно п.п.14,15 ст.2 Закона №138-ФЗ «О лотереях» лотерейное оборудование – оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотерей. Или оборудование, оснащенное лотерейными программами: лотерейная ставка – оплаченная игровая комбинация.
Федеральным законом 27.07.2010 N 214-ФЗ в вышеуказанный Закон введена ст.12.1., которой установлены требования к лотерейному оборудованию. Так частями 4, 9 и 10 этой статьи предусмотрено, что лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке и обязательному подтверждению соответствия (декларированию соответствия или обязательной сертификации) требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование. Технический регламент на лотерейное оборудование принимается постановлением Правительства Российской Федерации.
В нарушение указанных требований закона в ООО «Союз» отсутствуют документы, подтверждающие факт регистрации АПК в Едином государственном реестре лотерейного оборудования.
Кроме того, все находящиеся в лотерейном клубе АПК имеют сертификаты соответствия на лотерейные терминалы и программное обеспечение, выданные АНО «Межрегиональный испытательный центр». Согласно содержанию данных сертификатов органом по сертификации при проверке соответствия АПК оценка их соответствия требованиям технического регламента на лотерейное оборудование, который был бы принят постановлением Правительства Российской Федерации, не проводилась.
Согласно сертификатам соответствия №06.001.0529. №06.0001.0517 и п.3 Приложений к этим сертификатам, Lat-2 и Lat-3 являются лотерейными терминалами, предназначены для использования в качестве лотерейного оборудования при проведении комбинированной и бестиражной лотереи; скрытые алгоритмы, недекларированные возможности, информационные массивы, узлы, агрегаты, недоступные для инспектирования в АПК отсутствуют. Процедуры, алгоритмы, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша призового фонда лотереи в АПК не используются.
Согласно сертификатам и приложениям к сертификатам соответствия на программное обеспечение (ПО) ПО предназначено для использования при проведении комбинированной и бестиражной лотереи, функциональные возможности ПО соответствуют требованиям, скрытые алгоритмы, в том числе недекларированные возможности, отсутствуют. Процедуры и алгоритмы, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша, не используются.
В деле отсутствуют доказательства использования ответчиком лотерейных терминалов не по их назначению. Следовательно, выводы истца о проведении азартных игр противоречат сертификатам соответствия.
Выплата выигрыша по результатам розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи также не подтверждает факт проведение азартных игр. Доказательств того, что выигрыш не является частью призового фонда лотереи, истцом не представлено.
Истцом не принято во внимание то, что процедура розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи не прекращает отношения участника лотереи после получения (не получения) выигрыша. Все участники бестиражной лотереи, независимо от результата, участвуют во второй части тиражной лотереи. Данное обстоятельство опровергает доводы истца о том, что выигрыш определяется мгновенно, так как вторая часть лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи, определяющая выигрыш и выигравшего, проводится в другое время. Этапность также является отличительным признаком лотереи от азартных игр.
В связи с тем, что факт заключения договоров с участниками лотереи подтверждается квитанциями, и данное обстоятельство подтверждено материалами дела, обстоятельство использования лотерейных терминалов и программного обеспечения, имеющих соответствующие сертификаты, с участием организатора подтверждается условиями проведения лотереи (технические характеристики), материалами дела (объяснениями), сертификатами соответствия. Отсутствуют доказательства использования ответчиком игрового оборудования (электронного или иного технического оборудования), используемого для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования без участия организатора азартных игр или его работников (п.18 ст.4 Закона №244-ФЗ). Утверждение истца о проведении ответчиком азартных игр, не подтверждается материалами дела, истец неправильно истолковывает и применяет законы №138-ФЗ и №244-ФЗ.
Деятельность ООО «Союз» проводится как комбинированная лотерея в соответствии с ФЗ «О лотереях» и выданным разрешением ФНС РФ.
При системном анализе Закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона №138-ФЗ «О лотереях» следует, что оба направления деятельности являются схожими, а именно, понятие лотереи и азартной игры – оба вида основаны на риске, риске потерять вложенные деньги, выигрыши и т.д. Даже согласно классификатору видов экономической деятельности код (класс, подкласс, группа, подгруппа и категория) у этих видов деятельности один – 92.71. Уполномоченным органом власти является Министерство финансов РФ, уполномочившее Федеральную налоговую службу – ст.21 Закона №138-ФЗ и п.2 ст.3 Закона №244-ФЗ. Таким образом, государство, закладывая неоднозначность и схожесть видов деятельности, назначило специальный компетентный орган – ФНС России, который и выдал разрешение на организацию и проведение комбинированной лотереи «Парад Лото». Представители ФНС при проверке не привлекались, заключение ФНС в материалах дела отсутствует. Кроме того, истец указывает на нарушение ответчиком условий проведения лотереи, однако за нарушение условий проведения лотереи и выданного разрешения на проведение лотереи предусмотрена иная ответственность. Материалы дела не содержат надлежащих доказательств назначения и использования оборудования ответчика в качестве игрового (оборудование, программное обеспечение, материнские платы и пр., схема монтажа электро-коммуникационных сетей), экспертиза не проводилась, оборудование не вскрывалось, жесткий диск не снимался и не исследовался, испытания путем включения в независимую электросеть в подтверждение указанных в иске выводов об азартных играх не проводились. К компетенции прокуратуры не отнесено самостоятельное определение и оценка технических характеристик оборудования, сертификаты соответствия подтверждают назначение и возможность использования спорного оборудования только в качестве лотерейного. В связи с чем, ответчик считает, что истец неправильно толкует нормы материального и процессуального права. Обстоятельства дела должны быть подтверждены надлежащими доказательствами. На основании вышеизложенного ответчик просит отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, а также свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).
Указанные права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей.
Названные положения Конституции Российской Федерации корреспондируют статьи 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которой, право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту (и вытекающая из этого свобода пользования имуществом, в том числе в целях осуществления предпринимательской деятельности) не умаляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля над использованием собственности в соответствии с общими интересами.
Приведенные правовые позиции, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в ряде постановлений (от 01 апреля 2003 года №4-П, от 18 июля 2003 года №14-П, от 12 ноября 2003 года №17-П и др.), имеют общее значение и в полной мере распространяются на отношения, связанные с регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр. Исходя из этого и учитывая особый характер этого вида предпринимательской деятельности, которая может оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, здоровье, права и законные интересы других лиц, федеральный законодатель вправе осуществить правовое регулирование, вводящее соответствующие ограничения, в том числе направленное на упорядочение размещения игорных заведений.
Федеральным Законом РФ от 29.12.2006 года №244 –ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В числе ограничений игорной деятельности Федеральный Закон РФ от 29.12.2006 года №244 –ФЗ называет запрет на осуществление такой деятельности вне игорных заведений, которые в свою очередь (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не могут располагаться вне предусмотренных им игорных зон.
Согласно ФЗ от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 года) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2006 года) азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Действие данного закона не распространяется на лотереи; согласно ст.5 указанного закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр в игорных заведениях, которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Организация и проведение лотерей в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях» (в ред. от 02 января 2006 года). Согласно ст.2 лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи, договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В силу ч.3 ст.3 указанного Закона лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Бестиражная лотерея представляет собой лотерею, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть, до распространения среди участников лотереи; при проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
В соответствии с Федеральным законом размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не оборудованием. Розыгрыш призового фонда лотереи – процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Карасукского района Новосибирской области 03.02.2011 года в помещении лотерейного клуба по <адрес> г.Карасука Новосибирской области, используемом ООО «Союз», была проведена проверка с привлечением сотрудников ОВД по Карасукскому району исполнения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, по результатам которой выявлено, что с 28.01.2011 года ООО «Союз» в помещении лотерейного клуба проводится Всероссийская негосударственная комбинированная денежная лотерея «Парад Лото», разрешение на проведение которой выдано ООО «Мидас» Федеральной налоговой службой России 22.06.2010 года за №777. Государственный регистрационный номер лотереи Н 200К/000873фнс. ООО «Союз» является оператором лотереи в соответствии с договором комиссии от 20.01.2011 года № К2011.
Согласно п.8.1 Условий проведения лотереи, утвержденных генеральным директором ООО «Мидас» 23.04.2010 года (далее – Условия проведения лотереи), лотерея основана на принципе определения выигрыша как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета (бестиражная часть лотереи), так и после проведения розыгрыша призового фонда (тиражная часть лотереи). Аналогичный принцип закреплен и в п.17.1 Условий проведения лотереи (л.д.56, 60).
Пунктом 17.3 Условий проведения лотереи установлено, что определение выигрышного билета бестиражной части лотереи состоит в выявлении нанесенной на лотерейный билет информации о выигрыше («без выигрыша» либо «размер выигрыша в руб.») согласно Условиям проведения лотереи и структуре призового фонда.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства и Условий проведения лотереи ООО «Союз» проведение бестиражной части лотереи осуществляется таким образом, что информация о наличии, либо отсутствии выигрыша наносится на лотерейные билеты не до их распространения среди участников лотереи, а после розыгрыша средств призового фонда лотереи на имеющемся в лотерейном клубе лотерейном оборудовании – АПК. При этом часть предусмотренных ч.1 ст.12 Федерального закона №138-ФЗ обязательных реквизитов бестиражного лотерейного билета наносится на него не организацией, имеющей лицензию ФНС России, как то предусмотрено п.13 Условий проведения лотереи, а работником ООО «Союз» после розыгрыша призового фонда бестиражной части лотереи на имеющихся в лотерейном клубе АПК.
Согласно п.15 ч.2 ст.8 Федерального закона №138-ФЗ условия лотереи должны включать в себя порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи).
В нарушение указанного требования Условия проведения лотереи не позволяют определить порядок формирования, размер и структуру призового фонда бестиражной части лотереи на момент его розыгрыша конкретным участником лотереи.
ООО «Союз» использует для проведения лотереи 20 аппаратно-программных комплексов, включающих лотерейные терминалы «Lat-2» и «Lat-3» и программное обеспечение. Согласно инструкции на лотерейные терминалы (л.д.69-73) установлен порядок осуществления розыгрыша: участник оплачивает стоимость билета в кассе – 500 руб. Затем кассир выдает квитанцию установленного образца с указанием, в том числе, суммы внесенных средств, номеров серий купленных лотерейных билетов. Участник лотереи выбирает способ розыгрыша билета. Нажимая соответствующую клавишу в главном меню монитора, либо посредством кнопок, расположенных на панели лотерейного терминала. Участник выбирает лотерейную ставку, общий размер которой определяется количеством линий и ставкой на одну линию. После нажатия кнопки «Старт» участник приступает к розыгрышу призового фонда. Каждый раз при нажатии кнопки «Старт» происходит соотнесение выбранной участником игровой комбинации с таблицей, заложенной в условиях лотереи и находящейся на сервере. Участник лотереи может менять способ розыгрыша, сохраняя при этом количество начисленных баллов. Когда участник принял решение об окончании процесса розыгрыша призового фонда, то он нажимает соответствующую кнопку на панели лотерейного терминала и отдает полученную им ранее квитанцию кассиру, который через рабочую станцию администратора дает команду термопринтеру распечатать билет *билеты) и вручает их участнику лотереи. Номера распечатанных билетов идентичны указанным в квитанции. При получении выигрыша в кассе кассир отрывает часть билета с нанесенной на ней суммой выигрыша и оставляет её себе. Часть билета, содержащая уникальный номер, хеш-сигнатуру и скретч-слой кассир возвращает владельцу для участия во втором туре комбинированной лотереи. Кассир выплачивает участнику лотереи сумму выигрыша, указанную в билете.
В ходе проверки 03.02.2011 года в помещении лотерейного клуба был установлен факт проведения ООО «Союз» лотереи с использованием 20 аппаратно-программных комплексов, включающих лотерейные терминалы «Lat-02» и «Lat-03» и программное обеспечение (далее – АПК). Все АПК арендуются ООО «Союз» у ООО «АС» в соответствии с договором аренды оборудования от 20.01.2011 года №т 2011.
Согласно п.16 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Суд находит обоснованными доводы истца о том, что со стороны ответчика имеет место организация и проведение азартных игр с использованием лотерейного оборудования. Вышеуказанный порядок осуществления розыгрыша свидетельствует о том, что участник, внося 500 руб. в кассу, получает возможность неоднократного нажатия кнопки «Старт» на автоматизированном программном комплексе и изменения способа выигрыша. При этом он еще имеет возможность выйти во второй тур за те же деньги, что более характерно для азартной игры, чем для лотереи. При этом выигрыш в данном случае определяется самой программой, установленной там же, то есть устройством, находящимся внутри корпуса.
Исковые требования подтверждаются инструкцией на лотерейные терминалы (л.д.69-73), копией протокола осмотра места происшествия и фототаблицей к нему (л.д.11-14, 15-40), копией лотерейного билета (л.д.48), объяснениями свидетелей 11., ранее работавшего кассиром-оператором в ООО «Союз», копией договора аренды оборудования № Т 2011 от 20.01.2011г., другими материалами дела.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту непосредственно кассиром-оператором. Следует также отметить, что главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры. Их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш. Он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Таким образом, деятельность ООО «Союз» не является деятельностью по проведению лотереи, так как не отвечает признакам лотереи, указанным в Федеральном законе №138-ФЗ от 11.11.2003г. «О лотереях». Фактически деятельность ООО «Союз» организована по принципу азартной игры. Суд квалифицирует эту деятельность ответчика, осуществляемую им по адресу: <адрес>, как организацию и проведение азартных игр с использованием лотерейного оборудования.
Суд находит необоснованными доводы ответчика о том, что ООО «Союз» занимается исключительно проведением лотереи с использование лотерейного оборудования, которая не содержит никаких признаков осуществления азартных игр. Эти доводы опровергаются фактическими обстоятельствами. От того, что игровые автоматы называются «лотерейным оборудованием», а между участником и заведением заключается якобы не соглашение о выигрыше, а договор на проведение лотереи, в соответствии с которым участник, приобретая билет, получает право на участие в розыгрыше призов, а потом самостоятельно запускает якобы лотерейное оборудование, сущность фактической деятельности ответчика по организации и проведению азартных игр не меняется.
Суд учитывает, что г.Карасук Карасукского района Новосибирской области не относится к игорным зонам, определенным ч.2 ст.9 ФЗ №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах РФ суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать деятельность ООО «СОЮЗ» по проведению азартных игр под видом Всероссийской негосударственной комбинированной денежной лотереи «Парад Лото» незаконной и запретить ООО «СОЮЗ» данную деятельность вне установленных на территории Российской Федерации игорных зон.
Взыскать с ООО «СОЮЗ» госпошлину в доход государства в сумме 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
СУДЬЯ: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
СУДЬЯ
КАРАСУКСКОГО РАЙОННОГО СУДА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ А.В.ПЕРЕВОЗЧИКОВА
СЕКРЕТАРЬ Е.В.АРХИПОВА