Дело №2-748/2011
Решение в окончательной форме
вынесено 19.07.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» июля 2011 года г.Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Фуст Е.Г.
с участием :
представителей заявителя Авека А.Я.
Кутырева Б.П.
действующего на основании доверенности от 10.03.2010г. без номера
заинтересованных лиц:
прокурора Карасукского района Горелова Н.Н.
Иванникова А.С.
Действующего на основании доверенности от 11.01.2011г. без номера
при секретаре Скворцовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО «Агрофирма Морозовская» о признании незаконным представления заместителя прокурора Карасукского района от 11.01.2011г. № 471ж-2010 «Об устранении нарушений законодательства о мерах социальной поддержки педагогических работников»
У С Т А Н О В И Л :
Генеральный директор ЗАО «Агрофирма Морозовская» Авек А.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Карасукского района Новосибирской области от 11.01.2011г. Заявитель указал в своем заявлении, что в адрес ЗАО «АФ Морозовская» 11.01.2011 г. заместителем прокурора Карасукского района Новосибирской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства о мерах социальной поддержки педагогических работников №471 ж-2010. Представление было внесено по результатам рассмотрения коллективного заявления 53 педагогических работников по факту неполучения ими мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В представлении указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ЗАО «Агрофирма Морозовская» с 2005 года ненадлежащим образом выполняло возложенные на неё законом обязанности. А именно, с 01.01.2005 года по 27.04.2010 года в нарушение п.7 «Положения о финансировании мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, по оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Администрации Новосибирской области от 16.06.2005 года №34 и п.8 «Порядка назначения и организации денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, посёлках городского типа на территории Новосибирской области», утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 17.05.2010 года №12-п, ЗАО «Агрофирма Морозовская» взимало платежи с педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, не предоставляло в отдел пособий и социальных выплат Карасукского района Новосибирской области реестры вышеуказанных граждан с начисленными суммами возмещаемых расходов, а впоследствии сведения об объёме предоставляемых коммунальных услуг – в орган социальной защиты Карасукского района Новосибирской области в установленный законом срок.
Заместитель прокурора в представлении требовал помимо своевременного предоставления ЗАО «Агрофирма Морозовская» соответствующих сведений, «вернуть педагогическим работникам, указанным в приложении №1, излишне уплаченные ими денежные средства по оплате жилья (в том числе по оплате найма жилья) и коммунальных услуг за период с 01.01.2005 года по 27.04.2010 года», что является нарушением имущественных прав заявителя. ЗАО «Агрофирма Морозовская» считает представление прокурора незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
1.В части требований возврата денежных средств. В 2005-2006 гг. ЗАО «Агрофирма Морозовская» подавало соответствующие сведения в отдел социальных пособий и социальных выплат Карасукского района Новосибирской области, но в нарушение п.12 «Положения о финансировании мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, по оплате жилья и коммунальных услуг» не получало соответствующую компенсацию. В связи с этим ЗАО «Агрофирма Морозовская» взимало надлежащие платежи в полном объеме со всех граждан. В случае неполной оплаты гражданами оказанных услуг предоставление льгот гражданам фактически возлагалось бы на ЗАО «Агрофирма Морозовская», что нарушало бы конституционные гражданские права, ставило бы под угрозу возможность дальнейшего оказания коммунальных услуг всем гражданам, в том числе льготируемой категории, в связи с трудным финансовым положением ЗАО «Агрофирма Морозовская». В связи с этим, если ЗАО «Агрофирма Морозовская» и допустило нарушение порядка предоставления льгот, то вследствие непредставления таких льгот отделом пособий и социальных выплат. В настоящее время задолженность за тот период не погашена и не может быть взыскана в судебном порядке в связи с пропуском срока исковой давности.
Средства, полученные ЗАО «Агрофирма Морозовская» от граждан, соответствовали расходам, понесенным ЗАО «Агрофирма Морозовская» на производство жилищно-коммунальных услуг, неосновательное обогащение не имеет место. У ЗАО «Агрофирма Морозовская» не имеется оснований и возможности возвратить денежные средства за 2005-2006 гг.
Из представления усматривается недоучёт того обстоятельства, что правовыми актами Новосибирской области обязанность предоставить определенным категориям граждан возложена (принята на себя) субъектом РФ – Новосибирской областью, но не на ресурсоснабжающие организации и организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем, вне компенсаций у ЗАО «Агрофирма Морозовская» нет обязанности по возврату денежных средств.
В 2007 году ЗАО «Агрофирма Морозовская» предоставляло в отдел пособий и социальных выплат реестры граждан, получивших меры социальной поддержки с начисленными суммами возмещаемых расходов, оплату расходов за оказываемые услуги с льготной категории граждан (педагогических работников) не взимало. Однако в связи с установлением заниженного на 50% тарифа на оказываемые услуги, компенсация была получена в размере 50% произведенных расходов, в связи с чем, ЗАО «Агрофирма Морозовская» понесло ущерб на сумму не возмещенных расходов – 6 121 руб.20 коп.
В 2008-2009 гг. ЗАО «Агрофирма Морозовская» действительно получало плату за оказываемые услуги с льготной категории граждан, так как фактически компенсацию своих расходов в этой части из бюджета не получало. В связи с обращением в прокуратуру 4 граждан в 2009 году прокурор Карасукского района вынес представление №164-2009 от 07.08.2009 года «Об устранении нарушений законодательства о мерах социальной поддержки граждан» на основании которого ЗАО «Агрофирма Морозовская» возвратило денежные средства, взысканные в оплату оказанных услуг за 2008-2009 гг. указанным в представлении гражданам в связи с чем, в отдел пособий и социальных выплат Карасукского района Новосибирской области были выставлены соответствующие счета для компенсации расходов ЗАО «Агрофирма Морозовская»: счёт-фактура №00000162 от 07.09.2009 года – за водоснабжение 7 397 руб.14 коп., счёт-фактура №00000162 от 07.09.2009 года – за коммунальные услуги 54 021 руб.16 коп., всего на 61 418 руб.20 коп. Указанные счета не были оплачены.
Далее ЗАО «Агрофирма Морозовская» направило в отдел пособий и социальной поддержки Карасукского района Новосибирской области требование о возмещении расходов от 02.07.2010 года на сумму 61 377 руб.79 коп., а также соответствующее заявление в прокуратуру. Вышеназванное требование осталось без удовлетворения, акт сверки взаиморасчётов возвращён без сверки и без соответствующей подписи. Таким образом, установленная правовыми актами Новосибирской области обязанность по предоставлению льгот фактически с Новосибирской области переложена на ЗАО «Агрофирма Морозовская», поскольку обязанность по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Новосибирской областью не исполнена и не исполняется.
После обращения ЗАО «АФ Морозовская» по указанному вопросу непосредственно к руководству Департамента социального развития и обеспечения граждан на социальную защиту Новосибирской области был получен ответ от 03.08.2010 года №5153/20, которым ЗАО «Агрофирма Морозовская» уведомлялось о том, что «… в связи с переходом в 2010 году к предоставлению мер в форме денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, территориальные органы департамента социального развития и обеспечения граждан на социальную защиту Новосибирской области – отделы пособий и социальных выплат финансируется только денежная выплата, предоставляемая непосредственно гражданам. В связи с этим в настоящее время возместить расходы, связанные с предоставлением мер в 2008-2009 гг., ЗАО «Агрофирма Морозовская» не представляется возможным».
Таким образом, положения нормативных правовых актов, предусматривающие предоставление льгот педагогическим работникам за счёт бюджета Новосибирской области на компенсационной основе поставщикам услуг, Новосибирской областью не выполняется. Департамент однозначно заявил, что расходы ЗАО «Агрофирма Морозовская» не будут возмещены. ЗАО «Агрофирма Морозовская» в связи с этим, выполнив требование представления, потерпит ущерб в размере 61 377 руб.79 коп.
В случае возврата денежных средств льготной категории граждан вне компенсаций субъектом РФ за период с 01.01.2008 года по 27.04.2010 года ЗАО «Агрофирма Морозовская» будет причинён ущерб на сумму 87 589 руб.20 коп., что подтверждается начислениями по оплате коммунальных услуг.
Учитывая позицию Департамента в письме №5153 от 03.08.2010 года, данная задолженность не будет погашена. Таким образом, фактически предоставление льгот педагогическим работникам переложено на коммерческую организацию, что незаконно.
Требования прокурора о возврате денежных средств за период с 2005 по 2010 гг. 53 гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, сформулировано без учёта вышеназванных обстоятельств, с превышением полномочий прокурора. По смыслу взаимосвязанных положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21 ФЗ). ЗАО «Агрофирма Морозовская» считает, что возложение на него обязанности по возврату конкретных сумм в пользу конкретных граждан может быть возложено только на основании судебных решений, вынесенных с учётом сроков исковой давности, рассмотрения доводов сторон, а также с учётом (вычетом) сумм, возвращённых ранее конкретным гражданам. Принудительная обязанность по взысканию денежных средств может быть возложена только по решению суда.
2. В части требования прокурора об информационном взаимодействии с отделом пособий и социальных выплат о предоставлении сведений о начислениях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанных в ст.3 Закона от 27.04.2010 года №493-03, ЗАО «Агрофирма Морозовская» считает это требование незаконным.
Согласно п.2 ст.1 ГК РФ), только федеральным законом, а не законом Новосибирской области.
В связи с этим, понуждение к заключению договора на информационное взаимодействие с органом социальной защиты незаконно, договор порождает для ЗАО «Агрофирма Морозовская» дополнительные односторонние обязанности, требующие материальных затрат. Так, ЗАО «Агрофирма Морозовская» для исполнения обязанности по передаче установленных сведений должно приобрести электронную программу, оплачивать дополнительный труд бухгалтера и т.д.
ЗАО «Агрофирма Морозовская» считает, что возложение дополнительных обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, может осуществляться только на добровольной основе. В связи с этим п.3 ст.4 Закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, посёлках городского типа и на территории Новосибирской области» от 27.04.2010 года №493-03 в этой части не подлежит применению вне оспаривания его в суде. В соответствии с п.2 ст.120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
ЗАО «Агрофирма Морозовская» полагает, что положение нормативных правовых актов Новосибирской области о предоставлении льгот педагогическим работникам возможно без наложения на поставщиков услуг дополнительных обязанностей, требующих материальных затрат. Целесообразно определить порядок предоставления сведений заинтересованными гражданами, имеющими льготы. Они имеют приходно-кассовые ордера об оплате коммунальных платежей, в которых содержится вся необходимая информация, удостоверенная соответствующей подписью и печатью ЗАО «Агрофирма Морозовская».
Учитывая, что за невыполнение требования прокурора предусмотрена административная ответственность по ст.17.7. КоАП РФ, ЗАО «Агрофирма Морозовская» считает необходимым обжаловать законность и обоснованность представления от 11.01.2011 года №471-2010.
Свои доводы заявитель основывает на положениях с п.1 ст.3 и ст.245, ст. 255 ГПК РФ, п.3 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» №2 от 10.02.2003 года.
ЗАО «Агрофирма Морозовская» просит суд представление заместителя прокурора Карасукского района Новосибирской области от 11.01.2011 года признать незаконным, необоснованным и отменить.
Представитель ЗАО «Агрофирма Морозовская» Кутырев Б.П. поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении. Кутырев Б.П. суду пояснил, что он согласен, что прокурор вправе вносить подобные представления, но он не вправе подменять своими действиями другие органы власти. Кроме того, в резолютивной части представления содержатся требования о возврате денежных средств, что не входит в компетенцию прокурора. Между гражданами и ЗАО «АФ Морозовская» сложились гражданско – правовые отношения, а не социальные и прокурор не имеет права вторгаться в них. По мнению представителя заявителя, требованиями прокурора ограничиваются имущественные права ЗАО «АФ Морозовская», в то время как наложение таких ограничений возможно только федеральным законом. У ЗАО «АФ Морозовская» нет конкретных списков лиц, имеющих право на льготы. Представитель заявителя полагал, что составление списков – это обязанность тех, кто предоставляет эти льготы. Подготовка списков льготников повлечет дополнительные убытки для ЗАО «АФ Морозовская», т.к. надо установить электронную систему, нужен специальный работник. По мнению представителя, прокурор, внося оспариваемое представление, действовал вне пределов своих полномочий.
В судебном заседании представитель ЗАО «Агрофирма Морозовская» Авек А.Я. поддержал доводы, изложенные в заявлении, полагал, что представление прокурора незаконное и подлежит отмене. Авек А.Я. поддержал доводы и пояснения Кутырева Б.П. Кроме того, Авек А.Я. пояснил, что в настоящее время они предоставляют реестры в Отдел пособий и социальных выплат, указывают в нем лиц, имеющих право на получение льгот, а размер льгот определяет Отдел. Требование прокурора о предоставлении сведений о начислениях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг до 2 числа месяца, следующего за расчетным, было рассмотрено в суде по иску прокурора. Требования прокурора судом удовлетворены, судебное решение вступило в законную силу.
Прокурор Карасукского района Горелов Н.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Прокурор полагал, что оспариваемое представление им внесено в соответствии с полномочиями, предоставленными ФЗ «О прокуратуре РФ». В представлении требовалось устранить нарушения закона, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки, проведенной прокуратурой района, по коллективному заявлению 53-х педагогических работников по факту неполучения ими мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. ЗАО «АФ Морозовская» нарушила положения Закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области» и требования «Положения о финансировании мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области по оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденное Постановлением администрации Новосибирской области № 34 от 16.06.05г. По мнению прокурора, представление носит рекомендательный характер. В случае несогласия лица, в чей адрес внесено представление, с требованием, оно имеет право сообщить об этом прокурору в течение месяца. В случае несогласия прокурора с ответом, прокурор обращается в суд. Обязательно исполнение представления только в части предоставления ответа В настоящее время в мировом суде находятся на рассмотрении 11 исков прокурора в интересах граждан к ЗАО «АФ Морозовская».
Представитель заинтересованного лица - отдела пособий и социальных выплат населению по Карасукскому району Новосибирской области Иванников А.С., в судебном заседании возражал против доводов заявителя как не основанных на законе.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявление генерального директора ЗАО «АФ Морозовская» удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.3,4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд, а последний возбуждает гражданское дело по его заявлению о защите своих прав, свобод и законных интересов, чему соответствуют и положения ст.254 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения и действия (бездействие), в результате которых незаконно возлагаются какие-либо обязанности. Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся и должностные лица органов прокуратуры.
В соответствии с положениями ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В представлении прокурора от 11.01.2011г. указано на нарушение социальных прав граждан, за период с 01.01.05г. по 27.04.2010г., следовательно, к правоотношениям, существующим в указанный период должны применяться требования нормативных актов, действующих в это время.
Согласно положениям ст. 1 Закона НСО « О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, отдельных категорий граждан проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области», настоящий Закон распространяется на следующие категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей:…
2) врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области;
…4) педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений;…
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в п. 1-5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Согласно ст. 3 указанного выше Закона НСО, расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в ст. 1 настоящего Закона, финансируются за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Порядок финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в ст.1 настоящего Закона, устанавливается администрацией Новосибирской области.
Статья 4 этого же Закона НСО, устанавливает, что настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются с 1 января 2005 года.
Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки установлен «Положением о финансировании мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области по оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Администрации Новосибирской области № 34 от 16.06.2005г.
Пункты 7-12 указанного выше Положения устанавливают порядок и сроки предоставления сведений организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающими предприятиями, поставщиками услуг сведений в отделы социальной защиты населения реестров граждан, получивших меры социальной поддержки с начисленными суммами возмещенных расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, а также порядок и сроки перечисления денежных средств на расчетные счета организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающих предприятий, поставщиков услуг.
Согласно п.п. 7-12 Положения, затраты предприятий, связанных с оказанием коммунальных услуг, гражданам, имеющим право на получении мер социальной поддержки, компенсируются за счет средств областного бюджета, после непосредственного оказания услуг предприятиями (организациями) и предоставления ими соответствующих сведений.
Требования прокурора о предоставлении сведений до 2 числа месяца, следующего за расчетным, о начислениях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, распространяются на будущее время, соответственно они основаны на положениях нормативных актов, действующих на момент внесения представления.
Согласно п.3 ст.4 Закона Новосибирской области от 13.04.05 № 285 -0З ( в редакции от 27.04.2010 года №493-ОЗ) «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, посёлках городского типа на территории Новосибирской области» сведения об объеме предоставляемых коммунальных услуг, установленных п.5 ст.3 настоящего Закона, за отчетный месяц предоставляются поставщиками коммунальных услуг до 2 числа месяца, следующего за расчетным, в территориальный орган областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, по месту жительства граждан
Согласно п.8 «Порядка назначения и организации денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области», утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области 17.05.2010 года №12-п сведения о начислениях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанных в ст.3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 года №493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", предоставляются в орган социальной защиты организациями, уполномоченными производить эти начисления, до 2 числа месяца следующего за расчетным.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 N 178-п "Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" возмещение расходов педагогическим работникам производится территориальным органом министерства социального развития Новосибирской области - отделом пособий и социальных выплат (далее - отдел) по месту жительства педагогических работников.
Согласно ст. 26 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта органами исполнительной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.
В соответствии с положениями ст.1 Закона «О Прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, … органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов…
В соответствии с положениями ст. 21 указанного выше Закона одним из предметов прокурорского надзора является: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», подлежат безусловному исполнению в установленный срок- п.1 ст. 6 ФЗ « О прокуратуре РФ».
Согласно положениям ст. 24 этого же Закона об устранении нарушений закона прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения вносится представление, которое и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В судебном заседании Авек А.Я., представитель заявителя Кутырев Б.П. не оспаривали, что ЗАО АФ «Морозовская» является ресурсоснабжающем предприятием и на территории, которую оно обслуживает, проживают граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки.
Суд, приходит к выводу о том, что требования прокурора, изложенные в представлении носят законный характер, т.к. основаны на положениях Закона Новосибирской области и Положении, регламентирующим порядок исполнения закона, приведенных выше. Указанными нормами было установлено (до 27.04.20101г.), что возмещение расходов по оказанию коммунальных услуг льготной категории граждан производится из средств областного бюджета непосредственно организациям, которые оказывают эти услуги.
В связи с этим, решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.06.11г. в пользу ЗАО «АФ Морозовская» взысканы денежные средства из средств областного бюджета (с Министерства социального развития Новосибирской области) за предоставленные ЗАО «АФ Морозовская» в период 2008- 2009 годы льготы педагогическим и медицинским работникам, установленные Законом Новосибирской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области».
Довод заявителя о том, что требования прокурора не основаны на законе, также опровергаются решением Карасукского районного суда от 05.05.2011г. которым удовлетворен иск прокурора Карасукского района к ЗАО «АФ Морозовская» о признании бездействия незаконным и присуждении исполнения обязательства в натуре. Данным судебным решением на ЗАО «АФ Морозовская» возложена обязанность предоставлять сведения о начислениях по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанных в ст. 3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010г. № 493 –ОЗ, педагогическим работникам в орган социальной защиты, ежемесячно, до 2 числа месяца, следующего за расчетным. Иск прокурора был направлен в суд в связи с неисполнением в добровольном порядке одного из требований, указанных в оспариваемом представлении от 11.01.11г. Судебное решение не было обжаловано сторонами и вступило в законную силу.
Согласно положениям ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления. Общественных объединений, должностных лиц, граждан. организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Таким образом, требование прокурора о предоставлении сведений в социальный орган, подтверждено судебным решением, вступившим в законную силу.
Довод заявителя и его представителя о том, что прокурор, требуя возврата денежных средств гражданам, вторгся в хозяйственную деятельность ЗАО «АФ Морозовская» и подменил собой судебные органы, не обоснован.
По смыслу приведенных выше взаимосвязанных положений ФЗ « О прокуратуре РФ» (ст.ст. 6, 21, 22,24), а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные органы ( п.2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п.1 ст. 21 данного ФЗ органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требования о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур – вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О) При этом рассмотрение дела об административном правонарушении подведомственно суду. В связи с чем, следует вывод о том, что принудить исполнить какие – либо действия или выплатить денежные средства возможно только судебным решением.
Довод представителя заявителя о том, что прокурор не имел право вносить представление, т.к. он отношения сложившиеся между ЗАО «АФ Морозовская» и гражданами, которым предоставляются коммунальные услуги, не обоснован. Из текста представления следует, что представление внесено с целью защиты социальных льгот определенной категории граждан (педагогических и медицинских работников, а также членов их семей), установленных законом Новосибирской области.
Довод представителя заявителя о том, что взимание платежей в полном объеме с льготной категории граждан вызвано возникновением угрозы самой возможности дальнейшего оказания коммунальных услуг не может быть принят судом во внимание, т.к. требования закона обязательны для исполнения для всех должностных и юридических лиц.
Оценивая довод представителя заявителя о том, что ЗАО «АФ Морозовская» не выполняло требования закона (взимало коммунальные платежи с педагогических работников в полном объеме) в связи с неисполнением своих обязанностей Отделом пособий и социальных выплат, суд приходит к выводу о том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона каким – либо юридическим лицом, не может освобождать от исполнения требований закона других юридических лиц.
Довод представителя заявителя о том, что ЗАО «АФ Морозовская» не обладало списками граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, не получил своего подтверждения в судебном заседании, т.к. в заявлении, поданном в суд, указано, что в 2007г. ЗАО «АФ Морозовская» оплату расходов за оказываемые услуги льготной категории граждан не взимало. В 2008-2009г. ЗАО «АФ Морозовская» получало оплату с льготной категории в полном объеме. Таким образом, заявитель указывает на то обстоятельство, что ему было известно о лицах, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Кроме того, к оспариваемому представлению был приложен список обратившихся в прокуратуру лиц, права которых были нарушены.
Таким образом, судом при рассмотрении дела было установлено, что оспариваемое представление прокурором внесено в пределах полномочий, установленных Федеральным Законом, прокурором соблюден порядок внесения представления.
Законных оснований для удовлетворения заявления ЗАО « АФ Морозовская» нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ЗАО «Агрофирма Морозовская» о признании незаконным представления заместителя прокурора Карасукского района от 11.01.2011г. № 471ж-2010 «Об устранении нарушений законодательства о мерах социальной поддержки педагогических работников» отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
СУДЬЯ: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья Карасукского районного суда
Новосибирской области Е.Г. Фуст
Секретарь Н.В. Скворцова