Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2011 года с. Баган
Судья Карасукского районного суда Новосибирской области Попова И.Ю.
При секретаре Фахрутдиновой Ш.А. С участием прокурора Савина А.Н.
Представителей истицы Непомнящей Л.П. и Сколота О.В.представителя ответчика Кульман Н.В.
Рассмотрев заявление Гришевской Марии Ивановны о признании незаконным постановления администрации Баганского Сельсовета об оспаривании действий Администрации г. Карасука, и признании права на обеспечение жилым помещением, как вдовы участника Великой Отечественной войны.
У С Т А Н О В И Л :
Гришевская М.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Баганского сельсовета № 55 от 24 июня 2011 года в части снятия Гришевской М.И. с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, признании его незаконным и отмене. Признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как вдовы участника Великой Отечественной войны.
А судебном заседании представитель Гришевской М.И. - Непомнящая Л.П. поддержала заявленные требования пояснив, что Гришевская М.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Гришевского П.В.. На основании постановления № 95 от 29.10.2010 года Администрации Баганского сельсовета Гришевская М.И. была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. Постановлением Администрации Баганского сельсовета Баганского района № 55 от 24 июня 2011 года Гришевская М.И. была снята с учета нуждающихся, поскольку муж её дочери – Непомнящий В.Л., с которым Гришевская М.И. проживала до 25 февраля 2009 года, имеет жилое помещение, достаточное для её проживания. И она, являясь членом его семьи, намерено ухудшила свои жилищные условия. Кроме того, дом, в котором проживает Непомнящий В.Л., и ранее проживала Гришевская М.И., имеет процент износа – 70 %. Полагает, что Гришевская М.И. не является членом семьи зятя – Непомнящего В.Л., имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поэтому просила отменить, как незаконное и нарушающее ее права, решение органа местного самоуправления от 24 июня 2011 года об исключении из списка и признании за ней права на обеспечение жилым помещением, как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Представитель Администрации Баганского сельсовета не возражала против удовлетворения заявленного требования пояснив, что они не оспаривают, что Гришевская М.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. В 2010 году она была поставлена на учет как имеющая право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". В июне 2011 года была снята с учета, по указанию министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области, как не имеющая право на обеспечение жильем с соответствии со ст. 51, 53 ЖК РФ. Кроме того, им не было известно о том, что дом, в котором проживает истица имеет большой процент износа.
Суд исследовав доказательства по делу, выслушав мнение представителей Непомнящей Л.П., Сколота О.В., представителя Администрации Баганского сельсовета, заключение прокурора, считает, что требования истицы Гришевской М.И. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Гришевская М.И. является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны. В период с 17 октября 2004 года по 25 февраля 2009 года проживала в квартире, находящейся в собственности ее зятя 9 по адресу: г. Карасук Карасукского района ул. <адрес> д. №. Общая площадь квартиры, определяемая в соответствии с положениям пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации как сумма площади всех частей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, согласно техническому паспорту составляет 62.1 кв. метр.
Со 02 марта 2009 года Гришевская М.И. стала проживать в с. Баган Баганского района, а с 16 февраля 2010 года на основании договора найма специализированного жилого помещения - стала проживать в доме «Ветеранов» Баганского района.
Как следует из материалов дела, 29 октября 2010 года Гришевская М.И. обратилась в администрацию Баганского сельсовета с просьбой о включении в список участников, инвалидов и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны для получения жилья и на основании постановления Администрации Баганского сельсовета № 95 от 29.10 2010 года она была включена в список лиц, нуждающихся в жилой площади.
В соответствии с постановлением Администрации Баганского сельсовета № 55 от 24 июня 2011 года Гришевская М.И. была исключена из указанного списка.
Согласно пояснением представителя Администрации Баганского сельсовета, принимая решение о снятии Гришевской М.И. с учета нуждающейся в обеспечении жильем ответчик руководствовался положением ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и полагал, что Гришевская М.И. являясь членом семьи собственника квартиры Непомнящего В.Л., с которым проживала с 2004 года по 2009 год, с 2009 года, намеренно ухудшила свои жилищные условия, выехав из данного жилья, и в последствии ей было предоставлено специализированное жилье по договору найма от 09 февраля 2010 года. При этом полагая, что заявительница может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только по истечении 5 лет со дня снятия с регистрации в квартире Непомнящего В.Л.
Однако, Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В судебном заседании было установлено, что Гришеская М.И. не имеет в собственности какое-либо жилое помещение.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом в судебном заседании было установлено, что собственником жилья, в котором проживала Гришевская М.И. является Непомнящий В.Л., который не является родственником Гришевской М.И..
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля 13 заявил о том, что он не согласен с тем, чтобы Гришевская М.И. проживала в его доме, т.к. с 2010 года, помимо них с женой в доме проживают так же его дочь с мужем. Инициатором переезда Гришевской М.И. в 2009 году на жительство к сыну был, в том числе и он, т.к. за время совместного проживания с Гришевской М.И. у него сложились с ней неприязненные отношения. Кроме того, было установлено, что Гришевская М.И. проживала в отдельной комнате, уход за ней осуществляла дочь Непомнящая Л.П. Общего бюджета у него с Гришевской М.И не было.
Основанием выселения Гришевской М.И. из квартиры 14 является нуждаемость сына Гришевской М.И. Гришевского В.П. инвалида 1 группы в постороннем уходе, что подтверждается медицинскими документами, а также пояснениями сторон, что не оспаривается представителем Администрации Баганского сельсовета.
Гришевский В.П., согласно свидетельства о рождении являлся сыном Гришевской В.П.
Исходя из справки МУЗ «Баганская ЦРБ» Гришевский В.П. с 29 января 2009 года был признан инвалидом 2 группы. Согласно записей амбулаторной карты от 23 марта 2009 года Гришевский В.П. передвигается с трудом, запись от 22 декабря 2009 года передвигается в посторонней помощью, самостоятельно себя не обслуживает. 18 января 2010 года он был признан инвалидом 1 группы и ему было выдано врачебное заключение, что он нуждается в постоянном постороннем уходе. Исходя их пояснений представителя ответчика, с указанного времени Гришевской М.И., осуществляющей фактический уход за больным с 2009 года, было разрешено совместное проживание с Гришевским В.П. в специализированном жилье – доме «Ветеранов». А после смерти Гришевского В.П., в феврале 2010 года с Гришевской М.И. лично, был заключен договор найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени Гришеская М.И. проживает в доме «Ветеранов».
Кроме того, представителем Гришевской М.И. подтверждено, что жилое помещение, расположенное по адресу г. Карасук ул. <адрес> д. №, находящееся в собственности Непомнящего В.Л., согласно технического паспорта домовладения, имеет фактический износ 70 %.
Таким образом, действия Гришевской М.И. не свидетельствуют о её намеренном ухудшении жилищных условий.
В судебном заседании, с учетом исследованных доказательств, было установлено, что Администрацией Баганского сельсовета был соблюден порядок принятия решения о признании Гришевской М.И. нуждающейся в жилье, Гришевская М.И. правомерно признана нуждающейся в соответствии с действующим жилищным законодательством. Постановление № 95 от 29 октября 2010 года принято правомочным органом с учетом соблюдения законодательства.
Постановление Администрации Баганского сельсовета от 24 июня 2011 года в части снятия Гришевской М.И. с учета нуждающейся в жилье противоречит требованиям жилищного законодательства.
Таким образом, требования Гришевской М.И. законны и обоснованны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Требования Гришевской Марии Ивановны удовлетворить.
Признать постановление администрации Баганского сельсовета № 55 от 24 июня 2011 года в части снятия Гришевской М.И. с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях незаконным и отмене в этой части.
Признать за Гришевской Марией Ивановной право на обеспечение жилым помещением, как вдовы участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья - подпись