о признании действий незаконным и о понуждени провести оценку жилого помещения с целью признания его непригодным (пригодным) для проживания



Дело № 2-1134/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря    2011 года                     с. Баган

Судья Карасукского районного суда Новосибирской области Попова И.Ю.

При секретаре            Цыганок Н.А.

С участием пом. прокурора Баганского района     Тимошенко О.Г.,

Представителя истца              Фирсовой Н.В.

Представителей ответчика Волокитина Н.А. и Тарасова А.В.

Рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Баганского района к Администрации Палецкого сельсовета Баганского района в интересах Верловой А.Н., о признании действий незаконными и о понуждении провести оценку жилого помещения с целью признания его непригодным ( пригодным ) для проживания,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Баганского района обратился в суд с иском в интересах Верловой А.Н. к Администрации Палецкого сельсовета Баганского района о признании действий незаконными и о понуждении провести оценку жилого помещения с целью признания его непригодным ( пригодным ) для проживания.

В судебном заседании пом. Прокурора Баганского района Тимошенко О.Г. полном объеме поддержала заявленные требования, пояснив, что 18 июля 2011 года Верлова А.Н., 1926 года рождения, обратилась в Администрацию Палецкого сельсовета с заявлением о создании межведомственной комиссии с целью обследования, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения на предмет пригодности ( не пригодности) для проживания граждан. В удовлетворении данного заявления Администрацией Палецкого сельсовета ей было отказано в связи с тем, что занимаемое Верловой А.Н. жилое помещение не является муниципальной собственностью. Полагает, что действия ответчика незаконны, просит признать отказ администрации Палецкого сельсовета Баганского района Новосибирской области в принятии решения о признании жилого помещения, расположенного по адресу с. <адрес> ул. <адрес> д. , принадлежащего на праве собственности Верловой А.Н., пригодным ( непригодным) для проживания граждан - незаконным и ответчика принять решение о признании данного жилого помещения, пригодным ( непригодным) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке данного жилого помещения.

Представитель истицы Верловой А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал пояснив, что проведение данных действий необходимо для решения вопроса о постановке Верловой А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку дом в котором она проживает, с учетом износа, санитарно-эпидемиологических и пожарных норм не пригоден для проживания. В постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было отказано, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит удовлетворить исковые требования прокурора.

Представитель ответчика Глава Администрации Палецкого сельсовета Баганского района Волокитин Н.А. и представитель ответчика Тарасов А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, пояснив, что согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 и ст. 14 ЖКРФ к полномочиям органа местного самоуправления относится признание в установленном порядке    жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. При этом орган местного самоуправления вправе    принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными или непригодными для проживания граждан. Поскольку в случае признания жилого помещения непригодным, закон обязывает предоставить гражданину    пригодное для проживания жилое помещение, и в связи с отсутствием свободного муниципального жилья, администрация Палецкого сельсовета не проводит обследование частных жилых помещений, поскольку признание частных жилых помещений непригодными для проживания является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Кроме того, созыв комиссии является для них определенными финансовыми затратами. Просили в иске прокурору отказать.

Суд выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 15, 32).

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28 января 2006 г. N 47).

Положение утверждено Правительством Российской Федерации в пределах своих полномочий и направлено на соблюдение прав и законных интересов всех граждан, как собственников, так и не собственников жилых помещений.

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, Конституция вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания (пункты 42 - 48 Положения).

В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом Конституция прямо выделяет отдельные сферы социальных отношений, за состояние которых органы местного самоуправления ответственны наряду с органами государственной власти. Муниципальная деятельность тесным органом связана с обеспечением достойной жизни и свободного развития человека и направлена на решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (ч. 1 ст. 130), а также отдельных переданных государственных полномочий, в том числе, по вопросам социальной защиты (ч. 2 ст. 132).

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии органа местного самоуправления, при этом альтернативы указанному органу Положением не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ администрации Палецкого сельсовета в принятии решения о признании жилого помещения, расположенного по адресу с. <адрес> ул. <адрес> д. , принадлежащего на праве собственности Верловой А.Н., пригодным ( непригодным) для проживания граждан, незаконен, нарушает жилищные права и законные интересы Верловой А.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

               Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Баганского района     удовлетворить.

Признать отказ администрации Палецкого сельсовета Баганского района Новосибирской области в принятии решения о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> ул. <адрес> д. , принадлежащего на праве собственности Верловой А.Н., пригодным ( непригодным) для проживания граждан - незаконным.

Обязать Администрацию Палецкого сельсовета Баганского района Новосибирской области принять решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу с. <адрес> ул. <адрес> д. , принадлежащего на праве собственности Верловой А.Н., пригодным ( непригодным) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке данного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Судья -           подпись

Копия верна: Судья -                        И.Ю.Попова