Дело № 2-145/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баган 17 февраля 2012 года
Судья Карасукского районного суда Новосибирской области Попова И.Ю.
при секретаре Цыганок Н.А.
с участием прокурора Баганского района Тимошенко О.Г.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Баганского района к Администрации Казанского сельсовета Баганского района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баганского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в ходе проведенной проверки деятельности Администрации Казанского сельсовета установлено, что администрацией Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» администрации Казанского сельсовета антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов должна проводиться в соответствии с распоряжением главы Казанского сельсовета от 23.01.2009 № 2-р «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов». Однако, в администрации Казанского сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов. В 2011 году по результатам проведенных проверок прокуратурой района выявлено 1 действующее решение 33 сессии Совета депутатов Казанского сельсовета от 23.10.2009 № 232 «Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду и субаренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Казанского сельсовета», содержащее коррупциогенный фактор. Таким образом, в связи с бездействием администрации Казанского сельсовета, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных правовых актах и их проектах коррупционных факторов, нарушаются права граждан. Просит признать бездействие администрации Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области, выраженное в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным и обязать администрацию Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.
В судебном заседании прокурор Баганского района Тимошенко О.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Казанского сельсовета Баганского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил суду заявление в котором не возражал против заявленных прокурором требований.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Закон № 172-ФЗ) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 Закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 172-ФЗ, в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
В администрации Казанского сельсовета антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов должна проводиться в соответствии с распоряжением главы Казанского сельсовета от 23.01.2009 № 2-р «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».
Ответчиком не предоставлено доказательств проведения антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, в 2011 году по результатам проведенных проверок прокуратурой района выявлены два нормативных правовых акта: Инструкция по организации работы с обращениями граждан и проведению личного приема граждан в администрации Казанского сельсовета, утвержденная постановлением главы Казанского сельсовета от 24.12.2008 № 27а; и Положение о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципальных заказов Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области, утвержденное постановлением главы Казанского сельсовета от 23.06.2010 № 17а, содержащее коррупциогенный фактор.
Данное обстоятельство не было оспорено ответчиком в судебном заседании.
Таким образом в администрации Казанского сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных актов, так и в отношении принятых нормативных правовых актов.
Ст. 3 Закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации Казанского сельсовета, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных правовых актах и их проектах коррупционных факторов, нарушаются права граждан.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баганского района к Администрации Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области, выраженное в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать администрацию Казанского сельсовета Баганского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течении одного месяца.
Судья - подпись
Копия верна: Судья - И.Ю.Попова