об обязании устранить нарушения жилищного законодательства



Дело №2-255/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2012 года г.Карасук

Карасукский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Недобор С.Н.

с участием истца пом.прокурора                     Бобровского О.Б.,

представителя ответчика                         Суховеева В.Ф.,

при секретаре Иванец Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области об обязании устранить нарушения жилищного законодательства

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области об обязании устранить нарушения жилищного законодательства, в обоснование требований указав, что прокуратурой Карасукского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения администрацией Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения. В соответствии со ст.29 Устава Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области к полномочиям администрации Чернокурьинского сельсовета по решению вопросов местного значения относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Чернокурьинского сельсовета, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 29 Устава Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области данное полномочие исполняется местной администрацией. Потеря лицом единственного жилого помещения в результате чрезвычайного обстоятельства или становление его непригодным для дальнейшего проживания, является одним из последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, на основании п.3 ст.95 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны предоставить такому лицу жилое помещение, отнесенное к муниципальному маневренному фонду. В соответствии с п.3 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию Чернокурьинского сельсовета Карасукского района возложена обязанность по обеспечению, в установленных законом случаях, жилыми помещениями, отнесенных в установленном порядке к маневренному жилищному фонду, нуждающихся граждан. Однако, должных мер по организации маневренного жилищного фонда на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Администрацией не принимается. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями, которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42. В соответствии с п.7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека. Пунктом 12 Правил установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Пункт 15 Правил гласит, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. В ходе проведения проверки установлено, что на территории Чернокурьинского сельсовета отсутствуют жилые помещения, отнесенные в установленном порядке к помещениям маневренного фонда, что следует из предоставленной информации Администрацией от 28.12.2011 года №298. По результатам проверки прокуратурой Карасукского района 23.12.2011 года Главе Чернокурьинского сельсовета внесено представление об устранении жилищного законодательства. В ответе на представление от 13.01.2012 года №8 Глава Чернокурьинского сельсовета сообщил, что на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района жилые помещения маневренного фонда есть, но эти помещения не зарегистрированы в установленном порядке. Таким образом, у Администрации отсутствует реальная возможность предоставления в определенных законом случаях помещений маневренного жилищного фонда гражданам в установленном законом порядке.

Прокурор Карасукского района Новосибирской области просит на основании ст.ст.12,1065 ГК РФ, ст.ст.45,131 ГПК РФ, ст.ст.1,35,26,27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.40 Конституции РФ, п.6 ч.1 ст.14, ч.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.19, 92,95,60,65,88 ЖК РФ признать бездействие администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о формировании на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области маневренного жилищного фонда, незаконным. Обязать администрацию Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области сформировать на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области в установленном порядке маневренный жилищный фонд и произвести его государственную регистрацию в срок до 1 апреля 2013 года.

В судебном заседании пом.прокурора Карасукского района Новосибирской области Бобровский О.Б. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области Суховеев В.Ф. исковые требования не признал, пояснил, что то здание, которое они указали в ответе прокурору, они и так будут регистрировать, но выделить в здании под помещение маневренного фонда все здание невозможно. В настоящее время на территории Чернокурьинского сельсовета имеется помещение, зарегистрированное в установленном законом порядке, которое можно было бы отнести к маневренному фонду.

    Суд, выслушав истца представителя ответчика, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

    Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

    Согласно ч.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

    В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Согласно ч.3 ст.19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.

Согласно ст.95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

    В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

    Согласно п.3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

    Согласно ч.1 ст.88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.

    В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной Карасукской районной прокуратурой, выявлено, что на территории Чернокурьинского сельсовета отсутствует маневренный жилой фонд, хотя помещения, которые могли бы быть выключены в такой фонд, на территории сельсовета имеются, однако не зарегистрированы в установленном законом порядке. Данные обстоятельства подтверждаются ответами главы администрации Чернокурьинского сельсовета, представлением прокурора об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика указал, что имеется и зарегистрированное помещение, которое могло бы быть включено в маневренный фонд.

    Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения.

    Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в силу их законности и обоснованности, тогда как ответчиком никаких доказательств, свидетельствующих о необоснованности требований, суду не предоставлено.

    Установление срока для исполнения в соответствии со ст.206 ГПК РФ также правомерно.     Срок, предлагаемый прокурором для исполнения до 1 апреля 2013 года, суд считает разумным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Карасукского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о формировании на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области маневренного жилищного фонда, незаконным.

Обязать администрацию Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области сформировать на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области в установленном порядке маневренный жилищный фонд и произвести его государственную регистрацию в срок до 1 апреля 2013 года.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.

    Решение в окончательной форме принято 3 апреля 2012 года.

СУДЬЯ: подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ С 4 МАЯ 2012 ГОДА.

СУДЬЯ КАРАСУКСКОГО РАЙОННОГО СУДА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С.Н.НЕДОБОР

СЕКРЕТАРЬ Е.В.ИВАНЕЦ