Дело №2-263/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 апреля 2012 года г.Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Недобор С.Н.
с участием истца пом.прокурора Бобровского О.Б.
представителей заинтересованных лиц Солошенко Ю.В., Глуходед Ю.В.
при секретаре Иванец Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействительным
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействительным, в обоснование требований указав, что прокуратурой Карасукского района Новосибирской области проведена проверка законности Правил землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области, утвержденных 26.01.2010 года решением тридцать второй сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области № 208 и опубликованном в Бюллетене органов местного самоуправления от 19.11.2009 № 59 (86). В ходе проведения проверки установлено, что вышеназванный нормативный правовой акт принят с нарушением порядка, установленного действующим законодательством. 03.10.2008 года между администрацией города Карасука и администрацией Карасукского района заключено соглашение № 4/172. В соответствии с п.1.2.1 названного соглашения администрация города Карасука передает, а администрация Карасукского района принимает осуществление части полномочий по утверждению правил землепользования и застройки. На основании вышеуказанного следует, что процедуру по подготовке проекта Правил до их утверждения должны осуществлять органы местного самоуправления города Карасука. Главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации определена процедура принятия правил землепользования и застройки, которая включает в себя: принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и создании комиссии для подготовки проекта правил землепользования и застройки; опубликование сообщения о принятии такого решения; опубликование проекта правил землепользования и застройки и назначение публичных слушаний; проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки; утверждение правил землепользования и застройки. Руководствуясь соглашением № 4/172 от 03.10.2008 года администрацией Карасукского района осуществлена вышеназванная процедура по принятию Правил землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области, с последующим их утверждением решением тридцать второй сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области № 208 от 26.01.2010 года. Полномочия Совета депутатов города Карасука в части утверждения Правил землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области в установленном порядке никому не переданы. Таким образом, утверждение Правил землепользования и застройки города Карасука до настоящего времени является полномочием Совета депутатов города Карасука Новосибирской области. Как следствие, нарушена процедура принятия Правил землепользования и застройки города Карасука, так как указанный выше акт утвержден Советом депутатов Карасукского района Новосибирской области с превышением предоставленных полномочий.
Прокурор Карасукского района Новосибирской области просит на основании ч.4 ст.15 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ, ст.13 ГК РФ, ст.ст. 45,131,251 ГПК РФ, ст.ст.1,35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» признать Правила землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области, утвержденные 26.01.2010 года решением тридцать второй сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области № 208 недействительными, обязать Администрацию Карасукского района опубликовать вынесенное по делу судебное решение в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области.
В судебном заседании пом.прокурора Карасукского района Новосибирской области
Бобровский О.Б. поддержал заявление.
Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов города Карасука Карасукского района, Солошенко Ю.В. не возражала против удовлетворения заявления, указав, что действительно данные полномочия Совету депутатов Карасукского района не передавались.
Представитель заинтересованных лиц – Совета депутатов Карасукского района и Администрации Карасукского района Новосибирской области, Глуходед Ю.В. также не возражала против заявления прокурора, указав, что отзыв с обоснованием правомерности действий Администрации Карасукского района был предоставлен в связи с указанием в заявлении прокурора на то, что процедуру по подготовке проекта Правил до их утверждения должны осуществлять органы местного самоуправления города.
Суд, выслушав заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ч.4 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.17 Постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Согласно п.18 при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Из представленных суду документов следует, что решением тридцать второй сессии МУ «Совет депутатов Карасукского района Новосибирской области» первого созыва №208 от 26 января 2010 года были утверждены Правила землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области. Суду представлены также и Правила землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области, Уставы города Карасука Карасукского района Новосибирской области и Карасукского района Новосибирской области. Согласно Соглашению между администрацией города Карасука Карасукского района Новосибирской области и администрацией Карасукского района Новосибирской области о передаче осуществления части своих полномочий №4/172 (регистрационные номера соглашения) от 3 октября 2008 года Администрация города Карасука передает, а администрация Карасукского района принимает осуществление части полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Полномочия Совета депутатов города Карасука в части утверждения Правил землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области в установленном порядке никому не переданы, что подтверждается пояснениями представителей заинтересованных лиц, а также отзывами с указанием на то, что полномочия по утверждению проекта Правил землепользования и застройки, подготовленного Администрацией Карасукского района Новосибирской области остались на уровне Совета депутатов города Карасука Карасукского района Новосибирской области и не были переданы Совету депутатов Карасукского района Новосибирской области в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 года №131-ФЗ.
Таким образом, при принятии нормативного акта был нарушен порядок его принятия, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Карасукского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки города Карасука Карасукского района Новосибирской области, утвержденные 26.01.2010 года решением тридцать второй сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области № 208 недействительными, обязать Администрацию Карасукского района опубликовать вынесенное по делу судебное решение в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 10 апреля 2012 года.
СУДЬЯ: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ С 11 МАЯ 2012 ГОДА.
СУДЬЯ КАРАСУКСКОГО РАЙОННОГО СУДА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С.Н.НЕДОБОР
СЕКРЕТАРЬ Е.В.ИВАНЕЦ