Дело № 2-324 / 2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2012 года с. Баган
Судья Карасукского районного суда Новосибирской области Попова И.Ю.
при секретаре Цыганок Н.А.
с участием представителя прокуратуры Баганского района Колесниковой Г.Н.
представителя ответчика МКОУ Ивановская СОШ Иваненко О,В.
представителя Администрации Баганского района Синяева С.В.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Баганского района к Муниципальному казенному образовательному учреждению Ивановская средняя общеобразовательная школа и Администрации Баганского района о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного ( видео) наблюдения, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Баганского района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Баганского района и Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ивановская средняя общеобразовательная школа с. Ивановка Баганского района и возложении обязанности оборудовать здание МКОУ Ивановская СОШ системой видеонаблюдения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Баганского района поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив в обоснование требований, что в ходе проверки установлено, что в нарушении требований Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и Закона РФ от 06.03. 2006 года « О противодействии терроризму» указанными учреждениями не принято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» в том числе, по усилению режима антитеррористической безопасности. Образовательное учреждение не оснащено современными техническими средствами антитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных в письмах Минобрнауки России «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», предусматривающих, в том числе установку систем видеонаблюдения в образовательном учреждении.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают конституционные права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.
Представитель Администрации Баганского района Синяев С.В. в судебном заседании признал исковые требования, указав, что установка системы видеонаблюдения в школах не произведена в связи с тем. что в район не поступили денежные средства на соответствующие цели. Бюджет Баганского района на <данные изъяты> % является дотационным. На собственные средства Баганский район не сможет установить системы видеонаблюдения. <данные изъяты> районом начато оборудование школ системой видеонаблюдения. На ДД.ММ.ГГГГ в бюджет района будут заложены денежные средства на оборудование школ системой видеонаблюдения.
Представитель ответчика МКОУ Ивановская СОШ Иваненко О.В. в судебном заседании исковое требования прокурора признала указав, что образовательное учреждение не имеет денежных средств необходимых для установки видеонаблюдения. Школа является некоммерческой организацией. В целях выполнения программы по усилению режима антитеррористической безопасности в школе организовано проведение мероприятий силами учителей, технического персонала и учащихся образовательного учреждения. При поступлении денежных средств, школой будет требования прокурора школой будут исполнены.
Суд, выслушав мнение представителя прокуратуры Баганского района Колесниковой Г.Н., представителей МКОУ Ивановкая СОШ и Администрации Баганского района, находит, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно статье 2 Закона РФ от 06.03. 2006 года « О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Факт отсутствия системы видеонаблюдения ответчиками не оспаривается. Кроме того, представители ответчиков пояснили в судебном заседании, что не предпринимали мер к решению вопроса по установке системы видеонаблюдения.
Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Так, приказом от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений, образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований, принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, предусмотрев в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 гг., (от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС -350/09), из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Принимая во внимание указанные выше акты и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по оборудованию в школе системы видеонаблюдения.
Согласно статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно Уставу МКОУ Ивановская СОШ с. Ивановка, утвержденного постановлением Администрации Баганского района Новосибирской области № 1004 от 08 декабря 2011 года, учредителем школы является администрация Баганского района, школа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, как бюджетное учреждение имеет лицевые счета в банках, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом. МКОУ Ивановская СОШ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права. Учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства, определенные сметой доходов и расходов.
В соответствии со ст. 24 п. 19 Устава Баганского района, принятого решением первой сессии Совета депутатов Баганского района первого созыва от 15 декабря 2004 года к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
Установлено, что здание МКОУ Ивановская СОШ с. Ивановка является муниципальным имуществом.
Обязанность собственника нести бремя содержания имущества предусмотрена статьей 120 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд полагает о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия администрации Баганского района и МКОУ Ивановская СОШ в части возложении на ответчика обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения.
В силу п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
П. 6.1 ст. 24 Устава Баганского района предусмотрено участие района в профилактике терроризма и экстремизма на территории Баганского района.
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Данное положение закреплено в Уставе МКОУ Ивановская СОШ с. Ивановка ( п. 1.7 Устава)
Таким образом, Администрация Баганского района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Представитель Администрации района в судебном заседании не оспаривал, что в обязанности администрации Баганского района входит, в том числе выполнение различных, принимаемых государством федеральных программ. При этом ссылался на то, что из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ не поступало финансирование на указанные нужды. Однако, не исполнение органом местного самоуправления своих обязательств не может ставиться в зависимость от исполнения обязательств каким-либо государственным органом, а отсутствие бюджетного финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в иске к ответчикам по делу.
Правительством Российской Федерации в рамках своих полномочий в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы разработан комплекс мероприятий по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, обеспечены меры по реализации этих мероприятий и их финансированию с указанием конкретных сумм, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому в случае спора по поводу выделения указанных средств ответчик не лишен права о разрешении спора о финансировании в гражданско-правовом порядке.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения противоречит интересам государства и общества, и нарушают конституционные права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Исковые требования прокурора направлены на профилактику терроризма и экстремизма, предотвращение возникновения угрозы жизни и здоровью детей, обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. Кроме того, суд принимает во внимание ?что Баганский район является приграничным районом РФ,
В соответствии со ст. 206 п.2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что для установки системы видеонаблюдения необходимы значительные денежные затраты, суд находит возможность предоставить ответчикам срок для исполнения до 01 января 2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации Баганского района и муниципального казенного образовательного учреждения Ивановская средняя общеобразовательная школа с. Ивановка в части не оборудования здания МКОУ Ивановская СОШ с. Ивановка системой видеонаблюдения, незаконной.
Обязать Администрацию Баганского района и Муниципальное казенного образовательное учреждение Баганская средняя общеобразовательная школа оборудовать здание МКОУ Ивановская СОШ с. Ивановка системой видеонаблюдения.
Оборудование системой видеонаблюдения производить за счет целевых средств МКОУ Ивановская СОШ, а при отсутствии достаточных средств, - за счет средств Баганского района.
Установить срок исполнения мероприятий до 01 января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский облсуд в течение одного месяца со дня его вынесения, путём подачи жалобы через Карасукский районный суд.
Судья - И.Ю.Попова