Дело № года
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ ноября 2010г. г.Обь
Обской городской суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего судьи Деминой М.Н. .
При секретаре Пучкиной Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко Тамары Михайловны, Марченко Дмитрия Сергеевича, Марченко Сергея Сергеевича к Администрации г. Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения на праве собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Марченко Т.М., Марченко С.С., Марченко Д.С. обратились в Обской городской суд с иском к администрации МО <адрес> об обязании обеспечить истцов жилым помещением в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 50,0 кв.м. В обоснование заявленного требования истцы указали, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу и продажу квартир в собственность граждан Новосибирское отделение Зап. Сиб. железной дороги передало в собственность Марченко Т.М., Марченко С.П., Марченко С.С., Марченко Д.С. трехкомнатную квартиру общей площадью 62,7 кв.м., жилой площадью 48,6 кв.м., расположенную по адресу: НСО. <адрес>. Данная квартира находится в деревянном <адрес> года постройки, в доме отсутствует центральное отопление, канализация. Определением Обского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено мировое соглашение о разделе указанной трехкомнатной квартиры на 2 отдельных жилых помещения с отдельным входом с лестничной площадки. Марченко Т.М., Марченко С.С., Марченко Д.С. принадлежит на праве собственности отдельное жилое помещение - с отдельным входом с лестничной площадки, состоящее из комнаты размером 19.5 кв. м, комнаты 16.4 кв.м., кухни размером 5.7 кв.м., умывальника размером 3.3 кв.м., коридора размером 5.1 кв.м.
Постановлением Главы муниципального образования <адрес>, НСО, № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, НСО признан аварийным и подлежащим сносу в 2009году. ДД.ММ.ГГГГ истцы Марченко Т.М. и Марченко Д.С. дали письменное согласие на снос дома и предоставление им отдельной квартиры по предложенному адресу: <адрес>, д.-46. Однако до настоящего времени истцам не предложено жилье. В силу требований п. 10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. Из дома выехала большая часть жильцов. В зимний период проживать в доме станет невозможно, так как квартиру будет нельзя натопить в пустом доме, водопровод проведен в квартиру через пустующие квартиры, следовательно вода перемерзнет и перестанет поступать в квартиру. Жилищные права нарушаются, истцы вынуждены проживать в аварийном доме, подлежащем сносу, ответчик не предпринимает никаких мер для обеспечения нас жильем.
В ходе рассмотрения данного дела истцы уточнили свои требования, просили обязать администрацию <адрес> НСО предоставить в общую долевую собственность истцов жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 50,0 кв.м.
В судебном заседании Марченко Т.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, пояснив также, что на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят, семья малоимущей в установленном законом порядке не признана. Письменно от предложенных для переселения двух комнат она не отказывалась.
В судебном заседании истец Марченко Д.С. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснив также, что на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят, семья малоимущей в установленном законом порядке не признана.
Истец Марченко С.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без его участия с участием его представителя Марченко Т.М. Представитель истца Марченко С.С. Марченко Т.М., действующая по нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснив также, что на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят, семья малоимущей в установленном законом порядке не признана.
Представитель ответчика - Администрации <адрес>, ФИО6, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истцам на праве собственности принадлежит двухкомнатная <адрес> НСО. Ранее данное жилое помещение являлось трехкомнатной квартирой. После утверждения судом мирового соглашения о разделе квартиры, истцам стали принадлежать две комнаты. Переоборудование не оформлено в установленном законом порядке. Жилое помещение по данным БТИ является трехкомнатной квартирой. Истцам после признания жилого дома ветхим и подлежащим сносу было предложено жилье - две комнаты в благоустроенной трехкомнатной квартире в новом доме, поскольку по документам, они являются собственниками двух комнат, кухни, умывальника и коридора в двухкомнатной квартире, однако истцы от получения этого жилья отказались. В настоящее время после отказа истцов от переселения, эти комнаты распределены другим лицам. Кроме того, решение о сносе указанного дома, в установленном порядке не принималось. Представитель ответчика полностью поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, из которых следует, что истцы ссылаются на ст. 32 ЖК РФ, которая регулирует отношения только по изъятию земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а спорные отношения таковыми не являются. Кроме того, изъятие для государственных и муниципальных нужд земельного участка является правом, а не обязанностью, и обязать администрацию <адрес> выкупить спорную жилую площадь оснований нет. Кроме того, в данной статье регламентируются вопросы, связанные с изъятием жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В ч. 1 говорится, что жилое помещение "может быть" изъято у собственника в строго определенных целях. Перечень основания для изъятия земельного участка установлен ст. 49 ЗК РФ. Признание жилого дома ветхим и аварийным не влечет такого последствия, как выкуп земельного участка под данным домом для государственных и муниципальных нужд. Помещения находятся в собственности у истцов и на учете в качестве нуждающихся они не состоят, следовательно, данной семье не может быть предоставлено требуемое жилое помещение.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу и продажу квартир в собственность граждан, трехкомнатная <адрес> НСО, общей площадью 62,7 кв.м.м. жилой площадью 48,6 кв.м., передана истцам и Марченко С.П. в собственность. Указанный договор зарегистрирован в БТИ и ПЖ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№. Определением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение между Марченко Т.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Марченко Д.С., Марченко С.С., с одной стороны и Марченко С.П. с другой стороны, согласно которому Марченко Т.М., Марченко Д.С. и Марченко С.С. становятся совместными собственниками комнат размером 19,5 кв.м. и 16,4 кв.м., кухни размером 5,7 кв.м., умывальника размером 3,3 кв.м., коридора размером 5,1 кв.м. Марченко С.П. становиться собственником комнаты размером 12.7 кв.м. При этом Марченко Т.М. и Марченко С.П. производят переоборудование комнат и Марченко Т.М. выплачивает Марченко С.П. 15000 руб. в качестве компенсации за недостающую общую площадь в размере 2,9 кв.м. Согласно паспорту домовладения, указанная квартира имеет печное отопление, санузел отсутствует.
Согласно кадастровому плану <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ОГП Техцентр <адрес> НСО, состоит из трех комнат, коридора, кухни, умывальника, разрешение на перепланировку не предъявлялось.
Постановлением главы администрации МО <адрес> НСО № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в 2009г. (л.д№
Как следует из сообщения главы администрации <адрес> НСО заместителю Губернатора НСО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Региональной адресной программе НСО по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья - жилой дом подлежит сносу при условии согласия всех жителей аварийного дома на переселение. Семья Марченко Т.М. (состав семьи 2 человека) зарегистрирована по адресу: НСО, <адрес>8, данная квартира переоборудована из трехкомнатной в двухкомнатную, общей площадью 50 кв.м. При формировании заявки на предоставление финансовой помощи за счет средств фонда муниципальному образованию <адрес>, учитывались данные технического паспорта 1999г. и информации МУ ДЕЗ. На основании этих данных в заявке на котировку была заявлена 3-хкомнатная квартира, площадью 62,7 кв.м. Семье Марченко были предложены 2 раздельные комнаты (15,9 и 16,7 кв.м.) в трехкомнатной квартире общей площадью 77,22 кв.м., от чего Марченко Т.М. отказалась и заявление, выражающее свое согласие на переселение, заверенное нотариусом нотариального округа <адрес> не подписывала.
Истцы в судебном заседании подтвердили свое требование об обязании администрации <адрес> передать им в долевую собственность отдельное жилое помещение, площадью не менее 50 кв.м. Им разъяснены положения ст. 39 ГПК РФ, от изменении исковых требований истцы отказались.
На основании пп. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения вне очереди. Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в случае признании жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, а при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Статья 32 Жилищного кодекса РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с счетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Иных оснований для возложения на муниципальные органы обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность граждан Жилищный Кодекс РФ не содержит.
Вместе с тем, общий принцип восстановления жилищных прав граждан в данном случае - выкуп принадлежащего им на праве собственности помещения. Предоставление взамен другого жилого помещения является, по смыслу закона, исключением из общего правила о выкупе, и может быть осуществлено только по соглашению сторон и с зачетом стоимости предоставляемого жилья в выкупную цену. Следовательно, заявленное истцами требование о возложении на муниципальный орган обязанности, в данном случае, представить им жилье на праве собственности, не основано на законе и удовлетворению не подлежит. При этом суд учитывает, что решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу было принято в 2008г., то есть после введения в действие ЖК РФ, кроме того, истцы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущей данная семья в установленном законом порядке не признана.
Доводы истцов о том, что письменного отказа от предложенных им двух комнат в коммунальной квартире они не давали, не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного иска об обязании ответчика предоставить жилье на праве собственности истцам, поскольку оснований для удовлетворения указанных исковых требований по указанным истцами основаниям действующим законодательством не предусмотрено. При этом суд обращает внимание на то, что Марченко Т.М. не отрицала факт отказа истцов от переселения в две комнаты, выраженный устно, данное обстоятельство отражено в сообщении в сообщении заместителя Губернатора НСО от ДД.ММ.ГГГГ В то же время из жалобы Марченко прокурору <адрес> НСО следует, что предложение о переселении в квартиру с подселением имело место.
Вопрос о расселении граждан из указанного жилого дома разрешался в рамках Региональной адресной программой <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, согласно п. 5 указанной программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда возможно только путем: 1). предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену - 10190,33 кв. м; (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №)
2). предоставление жилого помещения по договору социального найма - 9339,92 кв. м. (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №
Таким образом, оснований для возложения на муниципальные органы обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность граждан указанная программа не предусматривает. Таким образом, оснований к удовлетворения исковых требований нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Марченко Тамары Михайловны, Марченко Дмитрия Сергеевича, Марченко Сергея Сергеевича к администрации <адрес> об обязании предоставить истцам в общую долевую собственность жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 50,0 кв.м. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья /подпись/ М.Н.Дёмина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>п