Дело №2-152/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2010 года с.Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., с участием помощника прокурора Красноперовой О.В., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «А-е» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «А-е», выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, в части не установления дорожных знаков и не разработки схемы дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения в границах населенного пункта. В частности, по результатам проверки состояния автомобильных дорог в границах села А-о сотрудниками ГИБДД выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств: отсутствуют или требуют замены, как не соответствующие требованиям ГОСТ Р50597-93 14 дорожных знаков приоритета на всех улицах села; не оборудованы дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 пешеходные переходы вблизи школы и детского сада, отсутствует предусмотренная правилами дорожного движения горизонтальная разметка 1.14.1; отсутствуют предупреждающие дорожные знаки, информирующие о приближении к участку дороги, где возможно появление детей; отсутствуют запрещающие дорожные знаки ограничивающие скорость движения вблизи детских учреждений. Таким образом, в нарушение п.5 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог, расположенных на территории муниципального образования «А-е» не обеспечивает безопасность дорожного движения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся данными участками автодорог, администрация муниципального образования «А-е» не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер по решению вопросов надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в части установления дорожных знаков возле школы и детского сада по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что в сентябре 2009 года главе муниципального образования «А-е» прокурором вносилось представление об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам рассмотрения представления главой муниципального образования «А-е» были запланированы мероприятия по разработке и принятию нормативно-правовой основы, определяющей осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Муниципальное образование обратилось дорожное управление для определения соответствующих финансовых затрат. Главой муниципального образования утверждена и согласована с ОГИБДД схема дислокации дорожных знаков. Тем не менее, дорожные знаки возле детских учреждений не установлены, что создает угрозу для жизни и здоровья населения и, в первую очередь, детей.
В судебном заседании глава муниципального образования «А-е» Т., представляющий интересы администрации муниципального образования «А-е» в соответствии со ст.32 Устава муниципального образования «А-е», с требованиями прокурора не согласился и пояснил, что дороги, как объект, прошедший процедуры проектирования, строительства, приемки законченного строительством объекта и передаче его в эксплуатирующую организацию, муниципальному образованию в собственность не передавался и в казне муниципального образования отсутствует. Поэтому муниципальное образование не наделено в отношении дорог каким-либо вещным правом и не может осуществлять дорожную деятельность в отношении несуществующего объекта, следовательно, нести расходы в отношении несуществующего объекта не вправе. Средства на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения решением Совета депутатов о бюджете муниципального образования на 2010 год не предусмотрены. Надлежащая нормативная база для осуществления дорожной деятельности муниципальным образованием отсутствует, в частности, не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, не принят порядок содержания автомобильных дорог, не разработаны нормативы финансовых затрат на капитальн6ый ремонт, ремонт, содержание автодорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Отнесение в Федеральном законе от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения поселения не влечет за собой обязанности по таковой.
Также указал, что для установки дорожных знаков необходимо 100000,00 рублей. Денежных средств нет. С необходимостью проведения работ и установки дорожных знаков согласился, при условии финансирования.
Выслушав объяснения помощника прокурора, главы муниципального образования «А-е», исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор района действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «А-е», имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно подп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Ст.34 Устава муниципального образования «А-е», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «А-е» от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения отнесены к компетенции администрации муниципального образования «А-е».
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов муниципального образования «А-е», является администрация муниципального образования «А-е».
Суд критически относится к доводам представителя администрации муниципального образования «А-е» о том, что автомобильные дороги муниципальному образованию в собственность не передавались, в связи с чем, муниципальное образование не может осуществлять дорожную деятельность в отношении несуществующего объекта и нести расходы не вправе.
В силу требований ст.ст. 5, 6 Федерального закона 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Данные положения согласуются с п.5 ст.13 указанного закона, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Поскольку утверждение перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующего муниципального образования не является обязательным, ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующая право собственности на автомобильные дороги, не содержит норм, предусматривающих последствия включения автомобильных дорог в такие перечни или исключения их из перечней. Следовательно, автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования «А-е», являются муниципальной собственностью поселения в силу закона независимо от наличия правоустанавливающих документов.
В п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.п.15-16 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года №160 в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, а также работы по установке недостающих дорожных знаков и т.д.
Необходимость установки дорожных знаков на дорогах местного значения администрацией муниципального образования «А-е» не отрицается, о чем свидетельствует утверждение главой муниципального образования «А-е» дислокации дорожных знаков, а также подтверждена главой муниципального образования «А-е» в судебном заседании.
Однако о бездействии по содержанию дорог свидетельствует акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленный главным государственным инспектором ГИБДД по району, из которого следует, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ плановой проверки состояния улично-дорожной сети в селе А-о выявлены отсутствие и необходимость замены, как не соответствующих требованиям ГОСТ Р50597-93 14 дорожных знаков приоритета, регулирующих проезд перекрестков на всех улицах села, не оборудованы дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 пешеходные переходы вблизи школы и детского сада, отсутствует предусмотренная ПДД горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, отсутствует освещение пешеходных переходов, отсутствуют предупреждающие дорожные знаки, информирующие о приближении к участку дороги, где возможно появление детей, отсутствуют запрещающие дорожные знаки ограничивающие скорость движения вблизи детских учреждений.
В соответствии с Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года №221, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования у эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно п.4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Обязательность исполнения требований ГОСТа Р 50597-93 предусмотрена ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года №184-ФЗ устанавливающей, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Кроме того, в судебном заседании установлено что, несмотря на требования прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, направленных в адрес главы муниципального образования «А-е» ДД.ММ.ГГГГ расходы на обустройство дорог, организацию и обеспечение дорожного движения, в том числе на восстановление и установку дорожных знаков, в бюджете муниципального образования «А-е» на 2010 год не предусмотрены.
При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования «А-е» требований по установке дорожных знаков на дорогах местного значения создает угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения, так как подвергает опасности их жизнь и здоровье. Таким образом, в судебном заседании требования прокурора нашли свое подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 233-235 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «А-е», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах поселения.
Обязать администрацию муниципального образования «А-е» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения: установить в селе А-о дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», предупреждающие дорожные знаки, запрещающие дорожные знаки, ограничивающие скорость движения транспортных средств вблизи школы и детского сада.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 16 апреля 2010 года.
Судья И.В.Чистяков