Решение о признании незаконным бездействия и понуждении к действию



Дело №2-294/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2010 года с.Каракулино

Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре П., с участием помощника прокурора Мымрина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каракулинский район» по непринятию мер в финансировании Единой дежурно-диспетчерской службы Каракулинского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей Каракулинского района с заявлением о признании незаконным бездействия администрации района, не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по организации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Каракулинского района (ЕДДС) и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения закона. В обоснование своих требований указал, что в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства администрация Каракулинского района обязана создать в районе Единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить финансирование затрат на организацию ее деятельности. Постановлением главы администрации ЕДДС создана, утверждено Положение о ЕДДС Каракулинского района, однако финансирование затрат на организацию деятельности ЕДДС не производится, денежные средства на содержание ЕДДС в бюджете района не предусмотрены.

В судебном заседании помощник прокурора требования по доводам, указанным в заявлении поддержал, при этом указал, что для устранения в полной мере выявленных нарушений по не обеспечению финансирования затрат на организацию деятельности ЕДДС, следует установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации Каракулинского района Ш., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала поскольку считает, что органы местного самоуправления района участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района в соответствии с полномочиями, закрепленными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Единая дежурно-диспетчерская служба создана в 2004 году на основании постановления главы администрации Каракулинского района. Кроме этого, постановлением главы администрации утверждено Положение о ЕДДС, согласно которому содержание ЕДДС производится за счет средств, предусмотренных на оплату труда МЧС УР и средств, выделяемых по статье «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» в бюджете района. Решением Каракулинского районного Совета депутатов «О бюджете муниципального образования «Каракулинский район» на 2010 год» по статье предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера заложено 20000,00 руб.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявление прокурора и пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжением Правительства УР от 14.04.2003 года №224-Р «О программе совершенствования и развития единой дежурно-диспетчерской службы в Удмуртской Республике», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ №794 от 30.12.2003 года на муниципальном уровне должны быть созданы единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований на штатной основе. Указанные службы на штатной основе не созданы только в трех районах республики, в том числе Каракулинском. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства УР неоднократно рекомендовалось главе Каракулинского района завершить работу по созданию ЕДДС на штатной основе. Для исполнения устанавливались конкретные сроки, а от главы были получены устные гарантии, что ЕДДС будет создана на штатной основе.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя органа, чье бездействие обжалуется, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, свидетеля находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции России предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в т.ч. на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ч.2 ст. 11 Федерального Закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794, в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) которая объединяет органы управления, силы средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В п.п.10, 11 указанного Положения закреплено, что на муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, органами повседневного управления являются единые дежурно- диспетчерские службы.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 14.04.2003 г. №224-Р утверждена программа совершенствования и развития единой дежурно-диспетчерской службы Удмуртской Республики. Коме этого, в п.9данного распоряжения указано, что содержание ЕДДС Удмуртской Республики и ЕДДС муниципальных образований в Удмуртской Республике производится за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств бюджетов соответствующих муниципальных образований в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и нормативно-правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

В нарушение вышеуказанных требований федерального и регионального законодательства, администрация Каракулинского района не принимает меры, направленные на финансирование деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в Каракулинском районе.

Постановлением главы администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ № решено создать единую дежурно-диспетчерскую службу Каракулинского района на базе пункта связи ПЧ-32 ГПС МЧС Удмуртской Республики.

В соответствии с п.3 указанного постановления главы администрации начальник ПЧ-32 – начальник территории Каракулинского района по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций был обязан разработать инструкции о взаимодействии ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами предприятий.

Этим же постановлением утверждено Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Каракулинского района УР, где предусмотрено, что содержание ЕДДС производится за счет средств, предусмотренных на оплату труда МЧС УР и средств, выделяемых по статье «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» в бюджете района.

Из протокола №5/2010 заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства УР от 02.07.2010 года следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и в целях реализации функций органов повседневного управления в Российской Федерации создана единая вертикаль антикризисного управления. Основными элементами указанной системы являются на муниципальном уровне ЕДДС муниципальных образований. Деятельность органов повседневного управления характеризуется созданием на каждом уровне обширных баз данных, систем управления, телекоммуникационных систем, систем мониторинга потенциально-опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей, систем оповещения населения, а также наличием современной оргтехники и приборно-измерительной базы, что требует наличия высокопрофессионального дежурно-диспетчесрского персонала. В связи с вышеизложенным, решением КЧС и ОПБ Правительства УР от 31.03.2010 года главам администраций муниципальных образований рекомендовано укомплектовать ЕДДС муниципальных образований дежурно-диспетчерским персоналом на штатной основе за счет перераспределения имеющихся штатов и обеспечить финансирование содержания ЕДДС за счет средств муниципальных образований. Для завершения работы по укомплектованию ЕДДС штатным персоналом был установлен срок до 01.07.2010 года. Однако на ДД.ММ.ГГГГ из 26 созданных ЕДДС в 3 муниципальных образованиях, в том числе в Каракулинском районе, работа по организации создания ЕДДС на штатной основе не проведена, дежурство в ЕДДС осуществляется работниками, привлеченными от районного центра занятости.

В судебном заседании установлено, что на финансирование мероприятий по функционированию ЕДДС денежные средства из бюджета района не выделялись. В частности, свидетель Х. в судебном заседании суду пояснил, что ЕДДС размещена в здании ПЧ-32, оборудование приобретено за счет республиканских средств, в ЕДДС работают 4 человека через службу занятости населения и заработную плату они получают через центр занятости. Кроме этого, представителем администрации доказательства, подтверждающие принятие органом местного самоуправления решений о включении в бюджет на 2010 год денежных средств на содержание ЕДДС не представлены. Факт того, что решением Каракулинского районного Совета депутатов №25/12-09 от 17.12.2009 года «О бюджете муниципального образования «Каракулинский район» на 2010 год» запланированы денежные средства в размере 20000,00 рублей не может расцениваться как финансирование содержания ЕДДС, поскольку носит разовый характер и данные средства по бюджету проходят как расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а не как финансирование содержания ЕДДС.

Таким образом, фактически, администрация Каракулинского района, издав постановление о создании единой дежурно-диспетчерской службы Каракулинского района, утвердившее Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Каракулинского района, никаких действенных мер к организации финансирования ее деятельности не приняла.

Доводы администрации, изложенные в письменных доказательствах, о том, что администрация района не имеет возможности содержать штатные единицы ЕДДС за счет бюджета муниципального образования «Каракулинский район» и поэтому расчеты по содержанию ЕДДС направлены в Министерство финансов УР, не могут быть приняты судом, поскольку обязанность по созданию, содержанию ЕДДС возложена на администрацию района за счет средств района, в связи с чем администрация района должна была принять меры по финансированию мероприятий по организации службы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Каракулинского района не исполняет возложенную на нее федеральным и региональным законодательством обязанность по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по организации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Каракулинского района. Положение о ЕДДС Каракулинского района принято 11.08.2004 года, но до настоящего времени фактически не производится за счет местного бюджета финансирование затрат на организацию деятельности ЕДДС в районе.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представителем администрации Каракулинского района не предоставлено достаточно доказательств законности непринятия администрацией района мер по финансированию за счет местного бюджета затрат на организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в районе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 233-235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каракулинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район», выразившееся в непринятии мер по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по организации деятельности Единой дежурно-диспетчесрской службы Каракулинского района.

Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в полной мере устранить допущенные нарушения, обеспечить финансирование затрат на организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Каракулинского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 сентября 2010 года.

Судья И.В.Чистяков