Дело №2-105/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года с. Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора Короткова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каракулинский район» о признании незаконным бездействия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и об обязании совершить действия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каракулинский район» (далее по тексту – администрация района) о признании незаконным бездействия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В обоснование своих требований указал, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. В ходе проведения проверки соблюдения прав граждан на транспортную доступность в пределах муниципального образования «Каракулинский район» установлено отсутствие пассажирского сообщения по маршрутам: с.Каракулино – с. Арзамасцево; с. Каракулино – д.Малые–Калмаши; с.Каракулино – д.Боярка; с.Каракулино – д. Быргында; с Каракулино – д.Ныргында; с.Каракулино – с.Вятское; с.Каракулино – с. Галаново; с. Каракулино – с. Кулюшево; с. Каракулино – с. Колесниково; с. Каракулино – д. Пинязь; с. Каракулино – с. Чеганда, в связи с чем имеет место бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района. Данным бездействием существенно нарушены права граждан постоянно или временно проживающих на территории Каракулинского района на транспортную доступность в пределах района, жители района лишены возможности оперативного передвижения между населенными пунктами района и районным центром. Кроме этого, ограничивается право жителей поселений района на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное Конституцией РФ, так как учреждение здравоохранения расположено только в районном центре, а расположенные в поселениях фельдшерско-акушерские пункты не могут удовлетворить всех потребностей населения в данной сфере, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Поэтому прокурор просит обязать администрацию района в срок до 01 июня 2011 года организовать транспортное обслуживание населения между районным центром Каракулинского района и населенными пунктами района: с. Арзамасцево, д. Малые Калмаши, д. Боярка, д. Быргында, д. Ныргында, с. Вятское, с. Галаново, с. Кулюшево, с. Колесниково, д. Пинязь, с. Чеганда путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом не менее 3 раз в неделю к каждому населенному пункту.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Каракулинского района ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что администрацией района было организовано транспортное сообщение по маршрутам, которые обслуживали население сельских поселений, но из-за небольшого пассажиропотока перевозки оказались нерентабельными, убыточными и перевозчики были вынуждены от них отказаться. На сегодняшний день многие населенные пункты находятся на междугородных маршрутах транспортного сообщения Ижевск – Каракулино, Сарапул – Каракулино, Ижевск – Зуевы Ключи, поэтому население муниципальных образований «Арзамасцевское», «Пинязьское», «Колесниковское», «Ныргындинское», «Быргындинское», «Чегандинское» имеет возможность ездить до с. Каракулино. Определение регулярности рейсов относится к компетенции администрации района и определяется из показателей загруженности пассажиропотоков по каждому конкретному населенному пункту. Иные органы определять регулярность рейсов не вправе. Определить конкретные сроки по организации транспортного движения нереально, так как организация транспортного обслуживания предполагает проведение определенных, длительных - не менее 60 дней, процедур.
Представитель администрации Каракулинского района ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что был организован маршрут Сарапул – Каракулино через с. Вятское. Сейчас он не функционирует по причине отсутствия перевозчика. Маршруты отсутствуют по причине убыточности, а субсидирование за счет местного бюджета не возможно.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителей органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.
В соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма отражена в подп.6 п.1 ст.7 Устава муниципального образования «Каракулинский район».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Согласно п. 8 ст. 35 Устава муниципального образования «Каракулинский район» полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесены к компетенции администрации района.
В ст. 5 Закона УР № 38-РЗ от 15.10.2008 г. «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» определено, что организация транспортного обслуживания населения включает:
1) организацию маршрутов регулярных перевозок;
2) организацию регулярных перевозок;
3) иные мероприятия, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок;
4) контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок.
Пунктом 4 ст. 15 вышеуказанного закона органам местного самоуправления в Удмуртской Республике рекомендовано при принятии актов об организации транспортного обслуживания населения на территории соответствующего муниципального образования учитывать положения данного Закона.
Учитывая вышеуказанные нормы суд считает, что организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района аналогична организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике и включает в себя, в частности, организацию маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах муниципального района. Вывод об отнесении полномочий по организации маршрутов регулярных перевозок к полномочиям администрации следует и из объяснений представителей администрации района, данных в ходе судебного заседания.
Тем не менее, в ходе судебного заседания установлено, что администрацией района меры по организации транспортного обслуживания населения, в частности, по организации маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах муниципального района не приняты.
Так, из письма главы администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что маршруты в пределах Каракулинского района отсутствуют по причине убыточности, субсидирование за счет местного бюджета не возможно.
Из письма ОАО «Автовокзалы Удмуртии» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что данная организация обслуживает междугородные маршруты Ижевск – Каракулино, Ижевск – Зуевы Ключи, Сарапул – Каракулино.
Из письма главы муниципального образования «Арзамасцевское» от ДД.ММ.ГГГГ № и из протокола схода жителей территории муниципального образования «Арзамасцевское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что население имеет возможность и пользуется услугами по перевозке пассажиров на рейсовых автобусах маршрута Ижевск – Каракулино, Сарапул – Каракулино, но в связи с отдаленностью с. Арзамасцево до автомагистрали на 1,5 км, где проходит междугородный маршрут, имеется необходимость в организации движения рейсового автобуса по маршруту Арзамасцево – Каракулино один раз в неделю.
Из письма главы муниципального образования «Кулюшевское» от ДД.ММ.ГГГГ № и из протокола схода муниципального образования «Кулюшевское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пассажирского сообщения из населенных пунктов муниципального образования «Клюшевское» до с. Каракулино нет, а протяженность дороги от с. Кулюшево до с. Каракулино составляет 13,4 км, поэтому имеется большая потребность в транспортном сообщении в этом направлении.
Из письма администрации муниципального образования «Малокалмашинское» № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола дня администрации муниципального образования «Малокалмашинское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальное образование «Малокалмашинское» находится в 33 км от с. Каракулино, удаленность от автомагистрали, связывающей с. Каракулино и г. Сарапул 13 км. Отсутствие транспортного сообщения до райцентра является проблемой для населения муниципального образования.
Из письма главы муниципального образования «Чегандинское» от ДД.ММ.ГГГГ № и выписки из протокола дня администрации, проведенного в муниципальном образовании «Чегандинское» ДД.ММ.ГГГГ следует, что пассажирское сообщение от с. Чеганда до с. Каракулино отсутствует. Протяженность дороги от с. Чеганда до с. Каракулино составляет 20 км. Потребность пассажирского сообщения присутствует.
Из письма администрации муниципального образования «Вятское» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что пассажирское сообщение поселения с с. Каракулино отсутствует с ДД.ММ.ГГГГ, существует потребность в его возобновлении. Протяженность дороги от с. Вятское до с. Каракулино составляет 12 км.
Из письма главы муниципального образования «Боярское» от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола № сельского схода жителей д. Боярка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пассажирского сообщения от д. Боярка и д. Кухтино до с. Каракулино нет с ноября 2010 года. До указанного времени функционировал маршрут Сарапул – Боярка –Каракулино. Протяженность дорог от д. Кухтино до с. Каракулино – 30 км, от д. Боярка до с. Каракулино – 28 км. Автобусное сообщение до райцентра жителям муниципального образования «Боярское» необходимо.
Из письма главы муниципального образования «Быргындинское» № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола Дня администрации, проведенного в муниципальном образовании «Быргындинское» ДД.ММ.ГГГГ следует, что пассажирское сообщение от д. Быргында до с. Каракулино отсутствует. Протяженность дороги составляет 30 км. Организация транспортного сообщения в данном направлении для населения необходима.
Из письма главы муниципального образования «Галановское» от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола № схода граждан с. Галаново следует, что автобусный маршрут с. Галаново – с. Каракулино отсутствует. Протяженность дороги составляет 35 км. Данный маршрут населению необходим. Жители неоднократно обращались в районную администрацию с жалобами о невозможности добраться до с. Каракулино.
Из письма главы муниципального образования «Колесниковское» № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола схода граждан муниципального образования «Колесниковское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пассажирского автобусного сообщения нет в течение 5 лет, населению проблематично добираться до с. Каракулино, так как протяженность дороги составляет 13 км. Поэтому существует потребность в открытии маршрута из д. Ныргында до с.Каракулино через с. Колесниково с движением рейсового автобуса 2 раза в неделю.
Из письма главы администрации муниципального образования «Пинязьское» от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола сельского схода жителей муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что население д. Пинязь и с. Черново муниципального образования «Пинязьское» остро нуждается во внутрирайонном транспортном сообщении, так как их удаленность от автодороги Сарапул – Каракулино составляет 3 км и 8 км соответственно. Движение автобуса по маршруту с. Черново – д. Пинязь – с.Каракулино необходимо 1 раз в неделю.
Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку, бездействием администрации района, выразившемся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района существенно нарушены права граждан на транспортную доступность в пределах Каракулинского района. Доводы представителей администрации о том, что у населения имеется возможность осуществлять поездки до с. Каракулино на автомобильном пассажирском транспорте междугородных маршрутов, не состоятельны, поскольку доступность жителей населенных пунктов муниципальных образований к данному транспортному сообщению ограничена удаленностью населенных пунктов от дороги, где проходит маршрут. Кроме того, действующие междугородные маршруты территории некоторых муниципальных образований района вообще не охватывают. В связи с чем, необходимо обязать Администрацию муниципального образования «Каракулинский район» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц и организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Каракулино и населенными пунктами Каракулинского района с. Арзамасцево, д. Малые Калмаши, д. Боярка, с. Вятское, с. Галаново, д. Быргында, д. Ныргында, с. Колесниково, с. Чеганда, с. Кулюшево, д. Пинязь путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом. Требование по определению периодичности движения автомобильного пассажирского транспорта не менее 3 раз в неделю к каждому населенному пункту удовлетворению не подлежит в виду не предоставления достаточных доказательств обосновывающих данную периодичность. Суд считает, что решение данного вопроса относится к компетенции администрации района, поэтому регулярность рейсов по маршрутам должна быть определена ею самостоятельно с учетом показателей загруженности пассажиропотоков по каждому населенному пункту.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Каракулинского района УР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район» выразившееся в не принятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в срок до 01 июня 2011 года организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Каракулино и населенными пунктами Каракулинского района с. Арзамасцево, д. Малые Калмаши, д. Боярка, с. Вятское, с. Галаново, д. Быргында, д. Ныргында, с. Колесниково, с. Чеганда, с. Кулюшево, д. Пинязь путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 20 апреля 2011 года.
Судья И.В.Чистяков