Дело №2-142/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года с. Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каракулинский район» о признании незаконным бездействия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории «Каракулинского района»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» (далее по тексту – администрация района) о признании незаконным бездействия по надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каракулинского района. В обоснование своих требований указал, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования установлено, что администрацией района не обеспечено надлежащим образом предоставление общедоступного дошкольного образования. На учете для устройства в дошкольные образовательные учреждения на ДД.ММ.ГГГГ состояло 214 человек и 33 человека льготной категории. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоят 272 человека, то есть наблюдается тенденция роста количества детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в образовательных учреждениях дошкольного образования 482 места, их посещает 561 ребенок. В адрес главы администрации района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства при формировании социальной инфраструктуры для детей. В ответ на представление главой администрации района дан ответ о том, что увеличение мест в детских садах и уменьшение очередности будет достигнуто путем строительства нового детского сада в с. Каракулино. Тем не менее, до настоящего времени мер, направленных на строительство нового детского сада в с. Каракулино, не принято, в связи с чем, имеет место бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Поэтому прокурор просит обязать администрацию района принять меры по надлежащему обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каракулинского района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении путем строительства нового дошкольного образовательного учреждения в срок до 01 сентября 2012 года.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Каракулинского района ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время администрацией района ведется работа, направленная на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В частности, в перечень мероприятий программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 – 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18.12.2009 года № 68-РЗ включено строительство здания детского сада в с. Каракулино и здания детского сада в д. Быргында. На 2010-2011 годы финансовые средства на строительство указанных объектов не заложены, но сейчас определяется количество необходимых мест, собираются данные о нуждающихся в предоставлении мест с учетом сроков строительства, определенных в программе. Конкретные сроки сдачи в эксплуатацию дошкольных учреждений, указанных в республиканской программе можно определить только при реализации программы и финансировании строительства. Организация предоставления бесплатного дошкольного образования не предполагает обязательное строительство новых учреждений. В 2007 году были открыты дополнительные группы для дошкольного образования в д. Ныргында, с. Галаново и с. Каракулино.
Представитель администрации Каракулинского района ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что на сегодняшний день в очереди в детские сады числится 272 ребенка, из них в мае 2011 года 115 детей получат путевки. Путевками не будут обеспечены 89 детей. 68 детей из 272 имеют возраст от 0 до 1 года 6 месяцев, а в этом возрасте дети в детские сады района не могут быть определены в связи с отсутствием условий для создания ясельных групп в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством. Кроме того, родители таких детей находятся в отпуске по уходу за ребенком. Часть детей, необеспеченных путевками в детский сад сможет посещать дошкольное учреждение на основании временного договора, который заключается на период длительного непосещения детьми детского сада по уважительным причинам. С будущего года планируется создать группы кратковременного пребывания, куда дети будут приходить на занятия.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителей органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания детей, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования – органы местного самоуправления муниципального района обязаны организовывать предоставление на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечить создание муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п.11 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Каракулинский район» к вопросам местного значения района, в том числе, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории района. Ст.35 Устава муниципального образования «Каракулинский район», полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории района, а также по созданию и финансированию муниципальных учреждений отнесены к компетенции администрации района.
Конституционный суд Российской Федерации в п.2.1. постановления от 15.05.2006 года №5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве единого из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в соответствующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Тем не менее, в ходе судебного заседания установлено, что в районе имеется острая потребность в обеспечении детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях дошкольного образования.
Так, по информации Управления народного образования администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования количество детей, состоящих в очереди для определения в образовательные учреждения с дошкольным образованием на ДД.ММ.ГГГГ составляет 272 человека. В настоящее время в образовательных учреждениях с дошкольным образованием 482 места, их посещает 561 ребенок. Дополнительные группы были открыты: в 2007 году на 40 мест - в МДОУ Каракулинский детский сад №1; в 2008 году на 15 мест – в МДОУ Галановский детский сад и МДОУ Ныргындинский детский сад. В 2010 году открыты группы кратковременного пребывания в МДОУ Арзамасцевский детский сад и МДОУ Галановский детский сад. В рамках реализации Программы соцально - экономического развития муниципального образования «Каракулинский район на 2010 – 2014 годы по отрасли «Образование» по муниципальному образованию «Быргындинское» согласован проект пристроя к МОУ Быргындинская СОШ для детей дошкольного возраста на 40 мест. На период длительного непосещения детьми детского сада по уважительным причинам (по медицинским показаниям, отпуск родителей) принимаются дети, согласно очередности, на основании временного договора. Количество детей принятых в образовательные учреждения с дошкольным образованием на основании временного договора составляет 30 человек.
Из пояснений представителей администрации района, данных в ходе судебного заседания, установлено, что, несмотря на принятые администрацией меры дефицит мест в детских садах имеется, в частности не будут обеспечены путевками в детские сады 89 детей. Фактическая наполняемость детей в дошкольных образовательных учреждениях превышает максимальную наполняемость существующих дошкольных образовательных учреждений.
Из представления прокурора Каракулинского района об устранении нарушений законодательства при формировании социальной инфраструктуры для детей, направленного главе администрации Каракулинского района ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлены нарушения п.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а именно, в 2000 году (т.е. после вступления в силу указанного закона) администрацией района принято решение о ликвидации МДОУ Каракулинский детский сад №3. В нарушение закона при ликвидации учреждения не была проведена экспертная оценка последствий принятого решения, что привело к большой очередности на получение путевок в муниципальные образовательные учреждения Каракулинского района. Из ответа главы администрации на указанное представление прокурора следует, что в данный момент возможности устранить выявленные нарушения нет, а увеличение мест в детских садах и уменьшение очередности будет достигнуто путем строительства нового детского сада в с. Каракулино.
Что касается доводов представителей администрации, о том, что администрация района не бездействует, а решает вопросы предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях посредством предоставления заявок в органы государственной власти, на основании которых в Программу социально-экономического развития УР на 2010 – 2014 годы уже включено строительство детских садов в с.Каракулино и в с. Быргында, суд находит несостоятельными, поскольку, достижение целей (стратегической и основных) указанной программы осуществляется через решение системы взаимоувязанных задач, каждая из которых должна осуществляться посредством реализации комплекса мероприятий по определенным направлениям деятельности органов исполнительной власти Удмуртской Республики, направленных на решение основных проблем социально-экономического развития республики. Исполнителями программных мероприятий являются в том числе и органы местного самоуправления Удмуртской Республики. Источниками реализации программы в том числе являются и бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике. Тем не менее, за прошедший период действия программы администрацией района доказательств участия бюджета района в софинансировании по реализации запланированных в программе мероприятий по строительству детских садов не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация района не исполняет надлежащим образом своих обязанностей по принятию мер по надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каракулинского района, о чем свидетельствует наличие очередности в детские дошкольные учреждения. Проводимые мероприятия не достаточны по сравнению с имеющейся потребностью и наличием тенденции роста количества детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 21, 26, 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Бездействие администрации района, выразившееся в не исполнении надлежащим образом своих обязанностей по принятию мер по надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, порождает дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования «Каракулинский район», существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ, что влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания и обучения детей. Поэтому заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях района образовался в результате не надлежащего исполнения своих полномочий администрацией района, на которую и должна быть возложена обязанность по его ликвидации. При определении способа ликвидации дефицита мест суд соглашается с предложением администрации района, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ № и считает, что она возможна путем строительства нового детского сада в с.Каракулино.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Каракулинского района УР удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район принять меры по надлежащему обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каракулинского района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, путем строительства нового дошкольного образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2011 года.
Судья И.В.Чистяков